Из воспоминаний Жгуна Николая Сергеевича

Жгун Николай Сергеевич

Начальник Аппарата Законодательного Собрания Республики Карелия I и II созывов

 

«Анализируя свою работу на должности начальника Аппарата высшего представительного и законодательного органа власти республики, самым ответственным был период при преобразовании Верховного Совета КАССР в двухпалатное Законодательное Собрание.

В Верховном Совете на постоянной основе работали только председатель и два его заместителя. А всю каждодневную работу выполнял секретариат. Я успел поработать в секретариате и был последним его руководителем.

В новом Законодательном Собрании в Палату Республики было избрано 25 депутатов, работающих на постоянной основе, в Палату представителей – 36 депутатов, где Председатель и заместитель были освобожденными.

Для организации работы, в соответствии со структурой, были созданы комитеты: по социальной политике, по законности и правопорядку, по государственному устройству местного самоуправления и национальной политики, по природным ресурсам, охраны природы и туризму.

По утвержденному регламенту были определены сроки заседаний комитетов обеих Палат и в целом Законодательного Собрания.

Главная задача Аппарата – обеспечить жизнедеятельность депутатского корпуса, причем как единого органа власти, так и каждого депутата - народного избранника – в отдельности. Права и обязанности описаны в соответствующих законах, в многочисленных регламентах.

Депутаты приходили во власть с огромным желанием решить ту или иную проблему, но иногда не знали как, и многие из них именно у сотрудников Аппарата получали первые уроки законотворчества.

Естественно, главным и ответственным моментом в то время был подбор кадров для формирования отделов и важно, чтобы это были ответственные люди и, главное, специалисты своего профиля.

В четком соответствии с образованными комитетами Законодательного Собрания были созданы отделы Аппарата. Для руководства отделами были назначены ответственные работники, прошедшие большую школу в руководящих советских и партийных органах. Особо хочу отметить высокий профессионализм начальников отделов: Сысоевой Галины Степановны – общий отдел, Фанасова Геннадия Александровича – отдел по социальной политике, Назарова Анатолия Захаровича – отдел по экономической политике.

Подтверждением такой кадровой политики было участие Кохвакко Валерия Васильевича - начальника юридического отдела, который вместе с председателем комитета по законности и правопорядку Киннером Александром Ивановичем, работал в Подмосковье в одной из комиссий по разработке Конституции Российской Федерации.

Для более четкого взаимодействия в работе с комитетами и депутатами Законодательного Собрания были созданы секретариаты Палаты Республики и Палаты представителей. Они отвечали за подготовку документов на заседания Палат и в целом Законодательного Собрания, своевременную передачу и рассылку документов всем депутатам.

В разное время возглавляли секретариаты: Палаты представителей – Богданов Виктор Егорович, Кузнецов Вячеслав Александрович, Палаты Республики – Канавин Константин Алексеевич, Недопекин Виталий Ильич. Я безмерно благодарен им за четкую и безупречную работу.

Большая ответственность лежала на общем отделе и протокольном секторе по своевременной печати, размножению и доставке документов в Законодательное Собрание. Особо хочу отметить руководителя этого подразделения Макарову Нину Кирилловну за высокий профессионализм и добросовестное отношение к своим обязанностям.

Работники отдела информатизации и связи обеспечивали работу всей системы голосования, записи выступлений на заседаниях Законодательного Собрания, занимались компьютеризацией. Возглавлял отдел специалист этого профиля Марков Юрий Федорович.

Для освещения деятельности Законодательного Собрания, всех депутатов работал сектор службы по связям с прессой, который возглавляла Акимова Надежда Николаевна, опытный журналист, прошедшая большую школу по этой специальности.

Все аккредитованные корреспонденты и редакции своевременно получали информацию о текущей и перспективной деятельности Законодательного Собрания в полном объеме и в соответствии с «Положением об аккредитации». Наиболее важные сообщения появлялись во всех республиканских газетах и СМИ.

Большая ответственность по обеспечению жизнедеятельности Законодательного Собрания лежала на работниках хозяйственного отдела. В их обязанности входило обеспечение депутатов транспортом, размещение в гостиницах, обеспечение билетами на транспорт, организация работы столовой, содержание и уборка помещений. Особо хочу отметить огромную работу, которая была проведена по капитальному ремонту, замене всех систем электро- и водоснабжения, покраске корпуса здания. И со всем эти объемом успешно справлялись руководители отдела Софонов Анатолий Дмитриевич и Терехин Петр Григорьевич.

Хочу также особо отметить работу отдела бухгалтерского учета и отчетности во главе с Сорокиной Натальей Васильевной. За период работы не было нарушений финансовой дисциплины, своевременно выплачивались зарплаты, оформлялись командировки и совершались другие операции.

Мне, как руководителю, важно было выстроить работу коллектива, настроить коллег на успех и ответственную деятельность. Каждый понедельник, в самом начале недели, мы, что называется «сверяли часы» на традиционной планерке с начальниками отделов Аппарата. А это и своевременная подготовка к проведению всех заседаний, документов и всех текущих мероприятий. Я очень благодарен всем специалистам, техническим работникам за слаженную и дружную работу, за прекрасные отношения в коллективе.

На протяжении всего периода работы я регулярно, практически ежедневно встречался с руководством Палат, информировал их о всех вопросах работы Аппарата, получал ответственные поручения.

Безусловно были и замечания по недоработке и упущениях, но все это делалось в доброжелательном тоне, а мы старались их устранить. И в этом большая заслуга руководителей Законодательного Собрания -  Александрова Ивана Петровича, Коцюбы Натальи Васильевны, Шильникова Владимира Васильевича, Палаты Республики – Пивненко Валентины Николаевны, Левина Николая Ивановича - Палаты Представителей.

В 2000 году при достижении пенсионного возраста я подал в отставку, но на заседании Законодательного Собрания депутатами отставка не была принята.

В 2001 году, спустя год, считая, что при переходе на однопалатный парламент, это должен проводить новый начальник Аппарата, я снова подал в отставку, но и вновь отставка не была принята.

Говоря о своей отставке, я, ни в коем случае, не хотел подчеркнуть свою незаменимость, но считаю, что это была оценка всего слаженного и высокопрофессионального Аппарата.

В кадровой работе важно, чтобы была преемственность, а для этого необходимо воспитывать, передавать опыт молодым специалистам, чтобы они в любой момент могли возглавить руководство подразделений, взамен ушедших на другую работу.

И я горжусь, что многие из тех перспективных молодых работников сегодня достойно трудятся и исполняют свои обязанности в Законодательном Собрании.

Я часто вспоминаю время, когда в Парламенте трудился, и кто тогда был вместе рядом, безмерно уважая и гордясь ими».