Суворова Лидия Васильевна

Депутат Законодательного Собрания Республики Карелия IV созыва

«По единому избирательному округу политическая партия «Российская партия Пенсионеров» получила 3 мандата. В Законодательном Собрании была создана фракция, куда вошли Капралов Геннадий Евгеньевич, Суворова Лидия Васильевна и Федичев Александр Сергеевич; я стала руководителем этой фракции.

Каждый из моих коллег по фракции в соответствии со своим опытом и образованием выбрал работу в комитетах Законодательного Собрания. Геннадий Евгеньевич работал с составе Комитета по природным ресурсам и экологии, Александр Сергеевич - в Комитете по образованию, культуре и делам молодежи. Я стала заместителем председателя Комитета по социальной политике на профессиональной постоянной основе.

Многие вопросы, рассматриваемые на заседаниях комитетов, взаимосвязаны, поэтому мне приходилось участвовать в работе практически всех комитетов Законодательного Собрания и вникать в разные проблемы, касающиеся развития социально-экономической сферы республики, так как решение социальных проблем населения напрямую зависит от состояния экономики.

До прихода в Законодательное Собрание у меня был опыт практической работы в учреждениях образования, в профсоюзах, в органах исполнительной власти республики. Этот опыт, несомненно, помог мне в депутатской работе, но работа депутата специфична, очень ответственна, так как принятие каждого нового законодательного решения сказывается на судьбах многих людей, и здесь всегда необходим очень взвешенный подход.

Коллегами по депутатскому корпусу были очень интересные люди, которые уже не на словах, а на деле много сделали для развития республики и имели опыт парламентской работы. В нашем созыве были своеобразные «маяки», с которыми можно было советоваться по разным проблемам, учиться у них и равняться на них. Это Дубов Валерий Васильевич, Ершов Николай Петрович, Колоушкин Валерий Петрович, Нечаев Геннадий Павлович, Степанов Виктор Николаевич. Очень важно, когда депутатами становятся специалисты или руководители предприятий, то есть с опытом практических дел, тогда и подходы к решению жизненных проблем людей они видят реально.

На нашем Комитете по социальной политике рассматривалось и принималось большое количество крупных или, на первый взгляд, мелких законодательных решений, направленных на улучшение жизни населения республики. Особое внимание уделялось социально незащищенным слоям населения, людям старшего поколения, малолетним узникам, проблемам семейной политики, поддержке инвалидов и семей с детьми-инвалидами – тем категориям, которые больше всего нуждаются в государственной поддержке.

Сложная демографическая ситуация, сложившаяся в России и в Республике Карелия, продиктовала принятие решений о поддержке семей с детьми. На федеральном уровне было принято решение о выплате материнского капитала семьям, в которых родился второй ребенок. Мы поддержали эту законодательную инициативу, я участвовала и выступала на Парламентских слушаниях в Госдуме по этому вопросу.

Мы предлагали более широкое направление использования материнского капитала, но на первоначальном этапе нас не услышали. Далее, в последующие годы направления использования материнского капитала были значительно расширены, что явилось большой поддержкой для семей с детьми. Решение о выплате материнского капитала хорошо зарекомендовало себя, дало хорошие результаты по улучшению демографической ситуации в стране. В свою очередь в Карелии был принят региональный закон о выплате материнского капитала из бюджета республики, этот закон действует и по настоящее время.

Сложным оказался вопрос обеспечения населения льготными лекарствами. Эта проблема часто была предметом рассмотрения на заседаниях нашего комитета. Министерство здравоохранения республики искало выход, применяло разные подходы и методы, чтобы обеспечить нуждающихся льготными лекарствами.

Депутатская работа проходила в тесной связи с жителями республики. Без этого депутат не может работать, необходима обратная связь, понимание того, что нужно людям, что они ждут от власти. Частые встречи с населением показали, что у людей масса проблем от того, что они не владеют информацией, не знают о принятых законодательных и нормативных документах, не знают, куда обратиться по какому вопросу, свои права и преимущества.

        

        

Особенно нелегко было людям старшего поколения из «советского времени», им сложно сориентироваться в реалиях «нового времени». При этом на федеральном и региональном уровне существовало немало законодательных актов, направленных на государственную поддержку людей старшего поколения, семей с детьми. Поэтому нашей фракцией было принято решение подготовить и выпустить сборник «Законодатели - старшему поколению».

Выпустили два таких сборника, где я была ответственной за выпуск. В эти сборники мы включили законодательные материалы о мерах социальной поддержки граждан пожилого возраста на основе федеральных и региональных законов, законодательные инициативы депутатов Законодательного Собрания Республики Карелия, ведомственные социальные программы. Материалы были представлены в доступной форме и стали очень востребованными населением. Они были переданы для использования в работе ветеранским, общественным  организациям республики, в районные библиотеки, раздавались во время встреч с жителями республики. Уверена, что наши материалы помогли многим людям в решении их жизненных проблем.

В работе с населением мы пытались показать, что не все зависит только от властных структур, многое могут сделать сами люди. Их активная жизненная позиция очень важна для развития республики. С этой целью в Пряжинском национальном районе мы провели экспериментальный проект, который был направлен на формирование здорового образа жизни и социального благополучия среди старшего поколения сельских районов Карелии. Он был направлен на обучение и подготовку добровольцев из числа пожилых людей для оказания помощи своим сверстникам.

Подготовили и обучили группу активистов-пенсионеров. «Школа активного долголетия» включала в себя лекционные и практические занятия, информационное и правовое просвещение, которое проводили специалисты ведущих республиканских учреждений. Это способствовало развитию добровольческого движения и поддержке пожилых пожилыми. Такая работа очень востребована в условиях нашей республики, где большое количество маленьких населенных пунктов, отдаленных от районного центра, в которых проживают преимущественно люди старшего поколения. Они могут помочь, подсказать соседу как правильно и куда обратиться для решения своих жизненных проблем.

По инициативе нашей фракции был открыт на базе Карельского филиала РАНХиГС университет «Золотой возраст», где с лекциями выступали преподаватели вузов республики и специалисты ведомств.

Подобная работа с населением очень важна для депутатского корпуса, люди с пониманием относятся к тому, почему принят тот или иной закон, что этому предшествовало, почему государство иногда вынуждено принимать  «непопулярные» решения. Видны возможности Республики Карелия, почему  республиканские власти не всегда могут сами принять решения, так как это входит в компетенцию федерального центра. Информационная работа с населением снимает многие негативные процессы, которые происходят от недопонимания и незнания сути проблем».