Органы внешнего государственного контроля: Контрольно-бюджетный комитет Республики Карелия и Контрольно-счетная палата Республики Карелия

Контрольно-бюджетный комитет Республики Карелия

Контрольные органы представительных (законодательных) органов субъектов РФ начали создаваться в России с 1994 года. Карельские законодатели первыми на Северо-западе России приняли решение об образовании такого контрольного органа – Положение о Контрольно-бюджетном комитете утверждено постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия от 23 июня 1994 года ЗС РК  №1-2/26.

Контрольно-бюджетный комитет, созданный Законодательным Собранием Республики Карелия как его структурное подразделение в 1994 году, стал постоянно действующим органом государственного финансового контроля. Основными направлениями работы Комитета являлось осуществление контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической, информационной и организационно-методической деятельности.

Первым председателем Комитета стала Наталья Васильевна Борискова. В апреле 1996 года на должность председателя Комитета была назначена Людмила Сергеевна Кочнева, возглавлявшая Комитет до 2012 года, то есть до его упразднения и создания Контрольно-счетной палаты Республики Карелия как самостоятельного государственного органа в связи с вступлением в силу Закона Республики Карелия «О Контрольно-счетной палате Республики Карелия».

Из воспоминаний Кочневой Людмилы Сергеевны, председателя Контрольно-бюджетного комитета Республики Карелия в 1996 – 2012 гг.

 

«Комитет являлся постоянно действующим структурным подразделением Законодательного Собрания Республики Карелия и обеспечивал функцию внешнего государственного финансового контроля. Первоначально численность Комитета составляла 5 человек, но в 1996 году была увеличена до 10 человек.

Специфика деятельности требовала от работников Комитета не только специальных знаний в области финансов, экономики и бухгалтерского учета, но и понимания сущности законодательства, регулирующего осуществление независимого от исполнительной власти внешнего финансового контроля, чьи цели и задачи связаны, в том числе с оценкой эффективности финансовой политики республики. От специалистов Комитета также требовалось знание основ законотворчества для непосредственного участия в совершенствовании республиканского бюджетного законодательства, методики экспертизы законопроектов и анализа исполнения бюджета Республики Карелия. Все эти знания, методы, методики нарабатывались постоянно, в течение всей деятельности Комитета.

За первые пять лет своего существования Комитетом проведено 106 ревизий и проверок, составлено 67 аналитических обзоров по вопросам формирования бюджетной системы и 266 экспертных заключений.

Важнейшим моментом для усиления роли государственного финансового контроля стало принятие Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, начиная с 2000 года, контрольно-счетные органы субъектов РФ были включены в систему органов государственного финансового контроля.

С введением в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации сфера деятельности Комитета существенно расширилась. Впервые в полномочия по внешнему финансовому контролю была включена внешняя проверка отчетов об исполнении бюджетов. Комитет самостоятельно разработал методы и методику проведения данного мероприятия, которое по объему охватываемых бюджетных средств, сложности и длительности времени проведения остается одним из самых значимых до настоящего времени.

В 2002-2010 годах Комитетом проведено более 60 контрольных мероприятий в соответствии с постановлениями Законодательного Собрания Республики Карелия и требованиями бюджетного законодательства, по результатам которых составлено более 600 актов и справок проверок, выявлено более 530 нарушений в нормативных правовых актах и 220 замечаний по учету и контролю за использованием бюджетных средств.

В 2004-2005 годах Комитетом впервые было проведено крупномасштабное мероприятие – внешний аудит эффективности использования государственных ресурсов на оказание гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Республике Карелия, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, за 2002-2004 годы с охватом объема бюджетных средств 2 347,1 млн. рублей. По результатам аудита постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия Правительству Республики Карелия предложено разработать целевую программу Республики Карелия оснащения государственных и муниципальных учреждений здравоохранения современным медицинским оборудованием для обеспечения внедрения высоких медицинских технологий.

Важным направлением деятельности Комитета стала работа по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Карелия. В 2006 году в Комитете была образована рабочая группа из государственных инспекторов и определены должностные лица, ответственные за каждый проект. Всего проведено 11 контрольных мероприятий в рамках контроля за ходом реализации приоритетных национальных проектов. Информация Комитета по контролю за ходом реализации приоритетных национальных проектов на территории Республики Карелия публиковалась в информационном вестнике Законодательного Собрания Республики Карелия «Парламентская панорама» и размещалась на сайте Законодательного Собрания Республики Карелия.

Комитет активно участвовал в работе по реформированию законодательной базы, обеспечивающей бюджетный процесс на территории республики, – не только готовил заключения на законопроекты, но и активно принимал участие в работе соответствующих рабочих групп, работал над конкретными предложениями для подготовки поправок в законопроекты. В 2002-2010 годах было подготовлено более 200 заключений на законопроекты, отмечено более 880 замечаний и предложений.

Комитет был активнейшим участником ежегодной международной научно-практической конференции «Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов России и стран Северной Европы», которая проводилась в республике в течение 10 лет по инициативе Правительства Республики Карелия, Законодательного Собрания Республики Карелия, Министерства финансов Республики Карелия и Петрозаводского государственного университета. Рекомендации конференции направлялись в адрес Президента России, высших должностных лиц субъектов РФ.

Комитет активно взаимодействовал с иными органами внешнего финансового контроля. В 1998 году между Законодательным Собранием Республики Карелия и Счетной палатой Российской Федерации было подписано соглашение о сотрудничестве, в рамках которого проводились совместные проверки средств федерального бюджета на территории республики. С декабря 2000 года Комитет стал членом Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации и активным участником ее деятельности. Работники комитета принимали участие в ежегодно проводимых Счетной палатой Российской Федерации конкурсах на звание «Лучший контролер России».

Таким образом, можно констатировать, что Комитет за годы своего существования смог стать реальным участником бюджетного процесса, действенным органом внешнего государственного финансового контроля в Республике Карелия. Комитет прошел путь от создания до становления в республике нового института демократического общества – органа внешнего государственного финансового контроля».

Контрольно-счетная палата Республики Карелия

В соответствии с Законом Республики Карелия от 3 ноября 2011 года №1547-ЗРК «О Контрольно-счетной палате Республики Карелия» для осуществления полномочий в сфере внешнего государственного финансового контроля в 2012 году образована Контрольно-счетная палата Республики Карелия, которая является постоянно действующим органом и подотчетна в своей деятельности Законодательному Собранию Республики Карелия. В 2012 году председателем Контрольно-счетной палаты Республики Карелия стала Токарева Светлана Евгеньевна. В 2018 году на посту ее сменил Дорохов Алексей Николаевич, который по настоящее время руководит Контрольно-счетной палатой Республики Карелия.

 

Из воспоминаний Токаревой Светланы Евгеньевны, председателя Контрольно-счетной палаты Республики Карелия в 2012-2018 гг.


«С принятием в 2011 году Закона Республики Карелия «О Контрольно-счетной палате Республики Карелия» Палата обрела статус юридического лица и постоянно действующего органа внешнего государственного финансового контроля Республики Карелия. Несмотря на то, что Палата была образована Законодательным Собранием Республики Карелия и подотчетна ему, она получила организационную и функциональную независимость и возможность осуществлять свою деятельность самостоятельно.

С этого момента начался непростой, но очень важный и интересный путь по созданию Палаты и ее становлению в системе органов государственной власти Республики Карелия. На первоначальном этапе было необходимо решить множество организационных вопросов, определить структуру, штатное расписание, выделить приоритеты предстоящей деятельности в рамках установленных полномочий, осуществить подбор кадрового состава.

В течение этого, казалось незначительного, срока произошли существенные изменения в деятельности Палаты. В первую очередь удалось создать необходимые условия для работы сотрудников, определить основные приоритеты деятельности, аудиторские направления. Активно велась работа по реализации принципа гласности, был создан и стал развиваться сайт Палаты в сети Интернет.

На основании заключенных соглашений Палата начала взаимодействие со Счетной палатой Российской Федерации, правоохранительными, контрольными и надзорными органами.

В 2012 году постановлением Законодательного Собрания Республики Карелия утверждена численность Контрольно-счетной палаты Республики Карелия в количестве 18 человек, которая впоследствии, в 2014 году, была увеличена до 20 человек. Формирование высокопрофессионального, сплоченного трудового коллектива Палаты, способного решать самые сложные задачи в области внешнего государственного финансового контроля, пожалуй, один из самых значимых результатов этого периода.

Для правового обеспечения исполнения своих полномочий Палатой велась серьезная и вдумчивая работа по разработке и внедрению в практику Палаты стандартов организации деятельности и стандартов внешнего государственного финансового контроля. Эта работа, направленная на совершенствование правовых основ деятельности Палаты, продолжается и сейчас.

Переход в республике к формированию бюджета по программному принципу для Палаты означал необходимость усиления предварительного и последующего контроля за ходом реализации государственных программ.

Особую значимость в деятельности Палаты приобрели аудит эффективности использования бюджетных средств, а также, в связи с принятием федерального закона о контрактной системе, аудит в сфере закупок.

С учетом внесенных в 2013 и 2015 годах изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях возникла необходимость определения сферы административных полномочий Палаты. Аудиторами и инспекторами была сформирована первая практика возбуждения дел об административных правонарушениях по фактам нарушений бюджетного законодательства.

Для обеспечения взаимодействия органов внешнего финансового контроля в Республике Карелия была проведена большая работа, результатом которой стало проведение в декабре 2016 года учредительной конференции и создание Совета контрольно-счетных органов Республики Карелия. Эффективной деятельности Палаты способствовало тесное сотрудничество и обмен опытом с коллегами из контрольно-счетных органов регионов России, особенно Северо-Западного федерального округа.

Результаты проведенных мероприятий, предложения по устранению выявленных нарушений, рекомендации по совершенствованию бюджетного процесса в республике и деятельности проверенных организаций регулярно направлялись в Законодательное Собрание Республики Карелия, Главе Республике Карелия, объектам проверки.

Эффективность деятельности Палаты в 2015-2017 годах была предметом оценки со стороны Счетной палаты Российской Федерации, которая дала ей в целом положительную оценку.

На сегодняшний день можно смело сказать, что за прошедший с момента создания период Контрольно-счетная палата Республики Карелия стала полноценным институтом государственного финансового контроля, результаты работы которого необходимы для выработки и реализации управленческих решений на всех этапах бюджетного процесса».

 

Дорохов Алексей Николаевич, председатель Контрольно-счетной палаты Республики Карелия
с 16.02.2018 гг. по настоящее время:

«За семь лет деятельности в качестве самостоятельного государственного органа Контрольно-счетная палата республики окончательно подтвердила свой статус контролера законности и эффективности использования публичных ресурсов – бюджетных средств и государственного имущества. Оценке Контрольно-счетной палаты подлежат проекты законов о бюджетах Республики Карелия и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Карелия, а также все проекты об изменениях указанных законов. Заключения Контрольно-счетной палаты о результатах проверок годовых отчетов об исполнении указанных бюджетов являются необходимым условием принятия Законодательным Собранием Республики Карелия соответствующих законов. По всем государственным программам Республики Карелия мы высказываем экспертное мнение, а также контролируем результаты их реализации.

Однако реализуемые в России и Карелии меры государственного управления, направленные на устойчивое развитие общества и создание условий для достойной жизни человека, требуют от органов внешнего финансового контроля не только независимой оценки работы бюджетной системы и расходов исполнительной власти (так называемого финансового аудита).

Определенные Президентом Российской Федерации национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года и стратегические задачи, получившие свое развитие в национальных проектах, требуют исполнения полномочий в области стратегического планирования.

Одним из них является мониторинг разработки и реализации на территории Республики Карелия региональных проектов, формируемых во исполнение федеральных и национальных проектов.

В ходе указанного мониторинга будет осуществляться контроль за дальнейшей реализацией на территории Республики Карелия федеральных и региональных нормативных правовых актов с учетом положений Указа Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», утверждением региональных проектов, достижением ключевых показателей их эффективности, интеграцией проектов в структуру государственных программ Республики Карелия, а также за их исполнением в течение текущего года.

Контрольно-счетная палата продолжит повышать качество и эффективность осуществляемого внешнего государственного финансового контроля: расширять свою деятельность как участника стратегического планирования, шире применять аудит эффективности использования бюджетных средств при проведении контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, совершенствовать взаимодействие с правоохранительными и контрольными органами, а также с институтами общественного контроля».