Основные вехи становления парламентаризма в Карелии

Олонецкая губерния. Первые шаги

После Февральской революции в губерниях России начался процесс формирования региональных представительных (законодательных) органов власти. Не стала исключением и Олонецкая губерния. Уже 15 марта 1917 года в Петрозаводске возник Совет рабочих и крестьянских депутатов. Вскоре аналогичные Советы появились в Кеми, Лодейном Поле и Сороке. В своей деятельности они ориентировались на Петроградский Совет и претендовали на право контроля над земскими учреждениями (форма существовавшего тогда местного самоуправления) и Петрозаводской городской Думой.

20–23 мая 1917 года в Петрозаводске состоялся I Олонецкий губернский съезд крестьянских депутатов, на котором присутствовало 125 депутатов от 94 волостей; в августе того же года — второй. К январю 1918 года за установление советской власти высказалось население Карельского Поморья, Олонецкого, Петрозаводского, Повенецкого и Пудожского уездов. 30 января 1918 года в Петрозаводске состоялся III губернский съезд крестьян, закрепивший советскую власть в крае. Советы и их исполкомы выполняли одновременно функции распорядительной и исполнительной власти.

5 августа 1918 года Губревисполком своим постановлением ввел в действие на территории Олонецкой губернии Конституцию РСФСР, принятую V Всероссийским съездом Советов. Согласно этой Конституции все созданные до этого губернские и уездные комиссариаты реорганизовывались в отделы губернского и уездных исполкомов. При исполкомах создавались отделы советского управления, ведавшие проведением в жизнь Конституции и организацией деятельности советского аппарата на местах. Конституция в законодательном порядке закрепила советскую форму управления на территории РСФСР. В Карелии начала складываться новая система законодательной и исполнительной власти в лице Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов.

От Карельской Трудовой Коммуны к Карельской АССР

После окончания Гражданской войны встал вопрос о национально-государственном самоопределении карельского народа. 8 июня 1920 года стало днем рождения карельской государственности: ВЦИК принял постановление о создании в составе России Карельской Трудовой Коммуны (КТК). 25 июля 1923 года ВЦИК и СНК СССР преобразовали КТК в Автономную Карельскую Советскую Социалистическую Республику в составе РСФСР. Проходивший в сентябре IV Всекарельский съезд Советов избрал высшим законодательным органом республики Центральный Исполнительный Комитет под председательством А. В. Шотмана. В целом в 20-е годы в Карельской АССР сложилась довольно стройная система местного самоуправления в виде низовых сельских, волостных, городских и уездных Советов, подотчетных КарЦИКу и Всекарельским съездам Советов. Функции представительных органов и исполнительной власти в этой системе нередко смешивались. Контроль осуществлял Карельский обком партии. Через своих членов в государственных учреждениях областная партийная организация руководила административно-политической, хозяйственной и правоохранительной деятельностью в КАССР.

Верховные Советы Карельской АССР и Карело-Финской ССР

16 ноября 1936 года начал работу последний Чрезвычайный XI Всекарельский съезд Советов, который одобрил проект союзной Конституции, а после ее утверждения VIII Всесоюзным и XVII Всероссийским съездами Советов вновь собрался в июне 1937 года и принял Конституцию КАССР, написанную в соответствии с Конституцией СССР. Конституция называла высшим законодательным органом Верховный Совет КАССР, избираемый на четыре года (1 депутат от 5 тысяч населения), устанавливала порядок созыва сессий, президиумов, проведения референдума, назначения наркомов. Высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти признавался Совнарком республики, ответственный перед Верховным Советом. Первые выборы в Верховный Совет КАССР состоялись в декабре 1937 года. Сессии Верховного Совета КАССР собирались дважды в год для утверждения бюджета, планов развития народного хозяйства и указов Президиума Верховного Совета республики. Роль Президиума Верховного Совета КАССР сводилась в основном к подготовке материалов для очередных сессий и решения некоторых текущих вопросов, связанных с изменениями в составе правительства КАССР и исполнением законов.

После советско-финляндской войны 1939–1940 годов и заключения мирного договора с Финляндией VI сессия Верховного Совета СССР постановила передать значительную часть новых территорий Приладожья Карельской республике и приняла 31 марта 1940 года закон о преобразовании ее в Карело-Финскую ССР. 13 апреля в Петрозаводске собралась сессия Верховного Совета Карелии, которая в соответствии с решением VI сессии Верховного Совета СССР приняла закон о преобразовании КАССР в союзную Карело-Финскую ССР. Было решено провести также выборы в Верховный Совет КФССР и подготовить проект Конституции новой союзной республики.

16 июня 1940 года состоялись выборы депутатов в Верховный Совет КФССР. В них принимали участие 485,3 тысячи избирателей, то есть 99,6%. 8–11 июля того же года прошла первая сессия Верховного Совета республики, которая приняла Конституцию, избрала Президиум Верховного Совета КФССР во главе с О. В. Куусиненым и образовала правительство республики.

Территория КФССР достигла 185,5 тысячи квадратных километров и делилась на 26 районов. К ранее имевшимся районам добавились 7 новых — Сортавальский, Суоярвский, Куркиекский, Питкярантский, Выборгский, Яскинский и Кексгольмский (три последних в 1944 году были переведены в состав Ленинградской области).

Главными направлениями деятельности Верховного Совета и местных Советов республики после окончания Великой Отечественной войны стали восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства и культуры, решение социальных вопросов, обеспечение Карелии кадрами.

Изменение политического климата в стране после смерти Сталина, решения XX съезда КПСС (февраль 1956 года), осудившего культ личности и выдвинувшего программу действий по устранению крайностей советского режима, открыли возможности для повышения роли Советов в хозяйственной и политической жизни. В этот период прошли изменения в государственном устройстве республики. 16 июля 1956 года Верховным Советом СССР был принят Закон о преобразовании Карело-Финской союзной республики в Карельскую Автономную Советскую Социалистическую Республику и включении ее в состав РСФСР. 20 августа 1956 года первая сессия Верховного Совета республики приняла Конституцию КАССР, избрала Президиум Верховного Совета (председатель — П. С. Прокконен, находился на этом посту до 1980 года, заместители — И. Н. Гришкин и М. В. Власова). В последующие годы, вплоть до распада СССР, структура власти в республике практически не менялась.

Верховный Совет республики на переломе эпох

После августовских событий 1991 года Президиум Верховного Совета Карелии 26 августа приостановил деятельность органов и организаций Коммунистической партии РСФСР на территории Карелии и объявил ее имущество государственной собственностью Карельской АССР. Ликвидация партийной вертикали, которая обеспечивала реальное функционирование политической системы, поставила Советы в трудное положение, так как они оказались не готовы к выполнению возложенных на них полномочий.

Между тем еще с начала 1990-х годов стали подниматься вопросы формирования института местного самоуправления, нормативная база которого была определена в законах «Об общих началах местного самоуправления в СССР» (1990) и «О местном самоуправлении в РСФСР». Согласно этим законодательным актам районные, городские, районные в городах, поселковые и сельские Советы были выведены из системы органов государственной власти. За ними закреплялась соответствующая налоговая база и предоставлялась возможность передачи в их распоряжение коммунальной собственности. Организация работы местных советов возлагалась на их председателей и постоянно действующие руководящие органы — президиумы, а исполнительной властью наделялись главы местных администраций. Переход к новой структуре местных Советов сопровождался различными экспериментами, но не был доведен до конца.

События 3–4 октября 1993 года резко изменили политическую ситуацию в России. Президиум Верховного Совета республики 3 октября осудил насилие, исходящее с любой стороны. Во время октябрьских событий высший орган власти Карелии сумел сохранить мир и согласие в республике, систему органов власти и в сжатые сроки подготовил необходимую законодательную базу для реформирования представительной власти, создания системы местного самоуправления.

Главной задачей Верховного Совета республики на последнем этапе его деятельности стала разработка нормативных документов по формированию органов государственной власти нового типа. 10 ноября 1993 года XX сессия Верховного Совета Республики Карелия утвердила основные положения реформирования высших органов власти и предложила Президиуму Верховного Совета и конституционной комиссии подготовить проекты республиканских законов об изменениях и дополнениях Конституции республики, выборах депутатов законодательного органа Республики Карелия и главы исполнительной власти республики. 12 ноября 1993 года Верховный Совет принял постановление «О реформе местного самоуправления в Республике Карелия» и утвердил основные положения реформы. Досрочные выборы в органы местного самоуправления назначались на 17 апреля 1994 года (за исключением города Петрозаводска, где они были назначены на 12 декабря 1993 года). Верховный Совет республики принял решение о сохранении полномочий местных Советов созыва 1991–1995 годов до избрания новых представительных органов местного самоуправления, если ими не были приняты решения о самороспуске. Закон «О выборах в органы местного самоуправления Республики Карелия» был принят 23 декабря 1993 года.

Таким образом, в 1990–1993 годах в республике представительные органы обрели независимость от исполнительной власти и в значительной мере контролировали действия последней. Поправки в Конституцию внес Верховный Совет Республики Карелия. Он продолжал действовать вплоть до избрания нового органа законодательной власти — Законодательного Собрания — и тем самым обеспечил преемственность власти, заложив фактически основы избирательной системы и передал власть новому представительному органу.

Законодательное Собрание Республики Карелия

Изменение основ конституционного строя Российской Федерации обусловило принятие 24 декабря 1993 года новой редакции Конституции Республики Карелия. Постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом власти в Карелии стало Законодательное Собрание Республики Карелия, состоящее из двух палат: Палаты Республики, где депутаты работали на постоянной основе, и Палаты Представителей. Основными направлениями деятельности парламента являлись: государственное и муниципальное строительство, утверждение бюджета Республики Карелия, рассмотрение вопроса о чрезвычайном положении на территории республики, ратификация договоров и соглашений и другая деятельность. Срок депутатских полномочий карельских законодателей составлял четыре года. В начале 1994 года для выборов в Палату Республики были организованы одномандатные избирательные округа, охватывавшие всю территорию республики с нормой представительства один депутат от тридцати тысяч избирателей, но не менее одного депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы в границах на 1 января 1994 года. Для выборов в Палату Представителей было образовано восемнадцать одномандатных округов с нормой представительства два депутата от округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района или города республиканского подчинения).

                                I созыв

Первое заседание Законодательного Собрания Карелии состоялось 17 мая 1994 года. На голосование был поставлен вопрос о вступлении парламента в законные права. На раздельных заседаниях палат состоялись выборы председателей: Палату Республики возглавил Иван Александров, Палату Представителей — Валентина Пивненко. Их заместителями были избраны соответственно Виктор Богданов (с сентября 1997 года — Евгений Морозов) и Петр Востриков. В этот же день, по решению депутатов была отключена кнопка «воздержался». С этого момента каждый народный избранник при голосовании должен четко определять свою позицию. Были сформированы комитеты, в рамках которых предполагалось вести законотворческую работу, и избраны их председатели. Комитеты Палаты Республики: по природным ресурсам, охране природы и туризму — Валентин Валяев, по законности и правопорядку — Михаил Гошкиев, по экономике и бюджету — Евгений Морозов (с сентября 1997 года — Надежда Шиханова), по социальной политике — Нелли Прохорова, по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики — Зинаида Строгальщикова. Комитеты Палаты Представителей: по бюджету и налогам – Анатолий Булдаков, Конституционный – Сергей Катанандов, по административно-территориальному устройству и развитию территорий – Владимир Григорьев, по социальной и экономической политике – Анатолий Штыков, по лесопромышленной и аграрной политике – Владимир Степанов. Только в структуре Законодательного Собрания первого созыва работал  Межпалатный комитет, который возглавлял Виктор Богданов.

Были созданы Контрольно-бюджетный комитет Законодательного Собрания Республики Карелия и Аппарат Законодательного Собрания.

                                II созыв

Выборы депутатов Законодательного Собрания второго созыва состоялись 26 апреля 1998 года. Палата Представителей состояла из 36 депутатов, из них 35 — мужчины и женщина — Валентина Пивненко. Коллеги вторично избрали ее на пост Председателя палаты. После избрания В. Пивненко депутатом Государственной Думы с февраля 2000 года Председателем палаты избран Николай Левин. Заместителем Председателя палаты стал Александр Леккерев. В Палату Республики было выбрано 20 депутатов, еще пять мандатов были заполнены на повторных выборах в 1998 году. Таким образом, Палата Республики объединила в себе 25 депутатов (из них 8 женщин, 17 мужчин, 23 человека с высшим образованием, пятеро имели научную степень). 15 мая Председателем палаты была избрана Наталья Коцюба. В январе 2000 года Председателем палаты стал Владимир Шильников.
Депутаты сформировали комитеты и избрали их председателей. Комитеты Палаты Представителей: Конституционный — Алексей Кокков, по бюджету и налогам — Александр Леккерев. Комитеты Палаты Республики: по природным ресурсам, охране природы и туризму — Юрий Кореньков, по законности и правопорядку — Михаил Быканов, по экономической политике и бюджету — Артур Мяки (с декабря 1999 года — Александр Чаженгин), по социальной политике — Алексей Андрейко, по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики — Анатолий Папченков.

В Законодательном Собрании появились официально зарегистрированные фракции политических партий и движений.

                                III созыв

28 апреля 2002 года состоялись выборы в Законодательное Собрание третьего созыва. В соответствии с Конституцией Республики Карелия и решением республиканского референдума 2000 года Карельский парламент стал однопалатным и состоял из 57 депутатов. Новый представительный орган государственной власти принял на себя законодательную власть в Республике Карелия и провозгласил себя представительным и единственным законодательным органом власти Республики Карелия, правопреемником Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания второго созыва, их прав и обязанностей, в том числе в отношении образованных ими органов. Председателем Законодательного Собрания был избран Николай Левин, его заместителем — Геннадий Нечаев. В 2003 году заместителем Председателя Законодательного Собрания был избран Валерий Тольский.

В новую структуру парламента вошли комитеты: Конституционный (председатель Валерий Дубов), по законности и правопорядку (председатель Лариса Клейкова), по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики (председатель Николай Ершов), по экономической политике и налогам (председатель Николай Макаров), по образованию, культуре и делам молодежи (председатель Елена Ворошило), по бюджету (председатель Николай Зайков), по агропромышленной политике и развитию села (председатель Владимир Степанов), по социальной политике (председатель Галина Погудалова), а также комиссия по регламенту, парламентским процедурам и депутатской этике (председатель Валерий Тольский, затем Виктор Камелин).

                              IV созыв

8 октября 2006 года прошли выборы в Законодательное Собрание четвертого созыва. Были избраны 50 депутатов, из них 25 — по одномандатным избирательным округам и 25 по  спискам кандидатов, выдвинутых политическими партиями. По Единому избирательному округу 11 мандатов получила Всероссийская политическая партия «Единая Россия», 5 — Политическая партия «Российская партия ЖИЗНИ», 4 — политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», З — политическая партия «Российская партия Пенсионеров», 2 мандата — политическая партия «Либерально-Демократическая партия России» (ЛДПР).

На первом заседании нового созыва Председателем Законодательного Собрания Республики Карелия вновь избран Николай Левин, его первым заместителем Геннадий Нечаев, заместителем Галина Разбивная. Председателями комитетов были избраны Андрей Мазуровский (Конституционный), Елена Ворошило (по образованию, культуре и делам молодежи), Евгений Денисов (по природным ресурсам и экологии), Валерий Дубов (по экономической политике и налогам), Николай Ершов (по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики), Николай Зайков (по законности и правопорядку), Михаил Мрыхин (по социальной политике), Светлана Токарева (по бюджету) и Алексей Федотов (по агропромышленной политике и развитию села).

Четвертый созыв Законодательного Собрания по своему составу многопартийный. Во вновь образованную фракцию Всероссийской политической партии «Единая Россия» вошли 27 депутатов, руководителем фракции избран Андрей Мазуровский. Зарегистрированы также фракции Политической партии «Российская партия ЖИЗНИ» — 8 депутатов (руководитель Виктор Степанов), политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» — 4 депутата (руководитель Павел Хямяляйнен), политической партии «Российская партия Пенсионеров» — 3 депутата (руководитель Лидия Суворова), политической партии «Либерально-Демократическая партия России» (ЛДПР) — 2 депутата (руководитель Александр Барсуков).

                             V созыв

4 декабря 2011 г. избран V Созыв Законодательного Собрания Республики Карелия: всего 50 депутатов, 25 из них избраны по одномандатным округам и 25 - по спискам кандидатов, выдвинутых политическими партиями.   
V Созыв — многопартиен и представлен в парламенте пятью фракциями политических партий и одним депутатским объединением. В составе фракции «Единая Россия» (руководитель фракции Ольга Шмаеник) – 19 депутатов. Во фракции «Справедливая Россия» — 12 членов, руководит фракцией Александр Федичев. Фракция КПРФ состоит из 8 депутатов, руководителем избран Александр Меркушев. Во фракции ЛДПР, руководителем которой стал Александр Люшин, 5 депутатов. Фракция «Яблоко» представлена 3 парламентариями, руководит фракцией Александра Спиридонова. В парламенте создано депутатское объединение «Гражданская позиция», в которое входят депутаты Алексей Исаев,  Анна Позднякова и Александр Неймеровец.

Председателем Законодательного Собрания Республики Карелия стал Владимир Семенов (заседание ЗС РК 22.12.2011 г.), избранный депутатом по Западно — Карельскому одномандатному избирательному округу № 11. У Председателя ЗС РК шесть заместителей: Александр Селянин (Первый заместитель Председателя ЗС РК, фракция «Единая Россия»), Николай Макаров (Первый заместитель Председателя ЗС РК, фракция «Единая Россия»), Ирина Петеляева (заместитель Председателя ЗС РК, фракция «Справедливая Россия»), Сергей Пирожников (заместитель Председателя ЗС РК, фракция ЛДПР), Анастасия Кравчук (заместитель Председателя ЗС РК, фракция «Яблоко»), Светлана Логинова (заместитель Председателя ЗС РК, фракция КПРФ).
Парламентскими комитетами руководят их Председатели: Александр Федичев (Конституционный), Андрей Рогалевич (по образованию, культуре, спорту и делам молодежи), Александр Люшин (по природным ресурсам и экологии), Лариса Жданова (по экономической политике и налогам), Виктор Позерн (по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики), Ольга Шмаеник (по законности и правопорядку), Элиссан Шандалович (по социальной политике), Виталий Красулин (по бюджету), Анна Позднякова (по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике) и Валерий Колоушкин (по агропромышленной политике и развитию села).