Четвёртый созыв Законодательного Собрания Республики Карелия – 2006-2011 годы

В мае 2014 года исполняется 20 лет Законодательному Собранию Республики Карелия.
Мы продолжаем серию публикаций, в которых напомним о том, как менялся карельский парламент, и в этой публикации депутаты IV созыва ответят на вопрос: «КАКОЙ ЗАКОНОПРОЕКТ БЫЛ ДЛЯ ВАС САМЫМ СЛОЖНЫМ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ?»

 Переплеснин Александр Борисович, Заместитель Председателя Комитета по законности и правопорядку ЗС РК IV Созыва, с июля 2009 года по декабрь 2011 года Председатель ЗС РК, Член Комитета по агропромышленной политике и развитию села ЗС РК V Созыва
8 октября 2006 года прошли выборы в Законодательное Собрание четвертого созыва. Были избраны 50 депутатов, из них 25 — по одномандатным избирательным округам и 25 по спискам кандидатов, выдвинутых политическими партиями. По Единому избирательному округу 11 мандатов получила Всероссийская политическая партия «Единая Россия», 5 — Политическая партия «Российская партия ЖИЗНИ», 4 — политическая партия «Коммунистическая партия Российской Федерации», З — политическая партия «Российская партия Пенсионеров», 2 мандата — политическая партия «Либерально-Демократическая партия России» (ЛДПР).
На первом заседании парламента нового созыва Председателем Законодательного Собрания Республики Карелия вновь избран Николай Левин, его первым заместителем Геннадий Нечаев, заместителем Галина Разбивная. Председателями комитетов были избраны Андрей Мазуровский (Конституционный), Елена Ворошило (по образованию, культуре и делам молодежи), Евгений Денисов (по природным ресурсам и экологии), Валерий Дубов (по экономической политике и налогам), Николай Ершов (по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики), Николай Зайков (по законности и правопорядку), Михаил Мрыхин (по социальной политике), Светлана Токарева (по бюджету) и Алексей Федотов (по агропромышленной политике и развитию села).
Четвертый созыв Законодательного Собрания по своему составу был многопартийным. Во вновь образованную фракцию Всероссийской политической партии «Единая Россия» вошли 27 депутатов, руководителем фракции был избран Андрей Мазуровский. Зарегистрированы также фракции Политической партии «Российская партия ЖИЗНИ» — 8 депутатов (руководитель Виктор Степанов), политической партии «Коммунистическая партия Российской Федерации» — 4 депутата (руководитель Павел Хямяляйнен), политической партии «Российская партия Пенсионеров» — 3 депутата (руководитель Лидия Суворова), политической партии «Либерально-Демократическая партия России» (ЛДПР) — 2 депутата (руководитель Александр Барсуков).

- Самым сложным в мое практике оказался Закон Республики Карелия «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». Тогда, по  решению Конституционного Суда Республики Карелия  были признаны незаконными поправки в Закон «О ветеранах». Мы стали более тщательно относится к принятию законов вообще, к любым инициативам. Это послужило нам хорошим уроком. Люди не должны пострадать. Закон мы вернули в прежний вид и сделали для себя выводы. И, в конечном счете, законотворческая деятельность карельского парламента была признана лучшей на Северо-Западе.

 Иван Романов, Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия IV созыва:
Наш четвертый созыв очень активно работал в районах республики, в том числе, проводились выездные заседания Комитетов.
Важным был для всех 2008 год – это был последний год переходного периода в реформе местного самоуправления. Депутаты активно вели работу по созданию законодательной базы, прежде всего, по вопросам разграничения муниципального имущества между районами и поселениями (в оном только 2008 году мы приняли 21 такой закон), по наделению органов МСУ отдельными государственными полномочиями.
Четвертый созыв Законодательного Собрания принял Закон РК «Об уполномоченном по правам человека в Республике Карелия», мы совершенствовали законодательную основу, позволяющую развивать институт мировых судей в республике.
Депутаты приняли важный, на мой взгляд, Закон РК «О некоторых вопросах развития малого и среднего предпринимательства в Республике Карелия».
Впервые в республике были проведены парламентские слушания по проблемам развития отдельно взятой территории (о социально-экономическом положении  Заонежья).

 

 

 Лидия Суворова, руководитель фракции политической партии «Российская партия Пенсионеров», заместитель Председателя Комитета по социальной политике Законодательного Собрания Республики Карелия IV созыва:
Трудной была работа над законопроектом, который касался присвоения звания «Ветеран труда Республики Карелия». Ведь эта инициатива, во-первых, касалась большого количества людей, во-вторых, затрагивала вопрос льгот – то есть была социально значимой.  Сложность состояла в том, что мнения разделились не только у депутатов, руководителей органов исполнительной власти республики, но и у самих граждан и общественных объединений. И у каждой стороны были достаточно убедительные доводы – мы в этом убедились на многочисленных встречах с избирателями, в том числе, в районах.
Кроме того, нелегко давалась и работа над законом по монетизации льгот – было много расчетов, подсчетов, доказательств и обоснований. Однако заранее было понятно, что население от нововведений не «выиграет». Но мы были обязаны привести наше законодательство в соответствие с федеральным.

 

 

 Галина Разбивная, заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия IV Созыва:
Для меня был самым сложным при принятии так называемый Закон «О ветеранах». Была большая полемика и м должны были согласовывать своем мнение с мнением фракции. Вопреки решению фракции я голосовала против вносимых изменений, которые, как вы помните, потом и были признаны Конституционным судом неконституционными.  Морально было очень сложно, я чувствовала, что принятие нового  Закона будет ошибкой, которая ухудшит положение наших жителей. И я рада, что Закон вернули в его первоначальный вид. Кроме голоса фракции, депутаты должны нести иногда еще и персональную ответственность за свой голос. Депутат должен не только подчиняться фракционному решению, но и иметь право на свое особое мнение.
И второй закон, который шел нелегко, это Закон «Об обеспечении лекарственными препаратами, средствами введения инсулина и средствами самоконтроля граждан, больных сахарным диабетом». Мы много сделали, закон работает и сегодня жители республики обеспечены необходимыми лекарствами.

 

 

 Евгений Денисов, Председатель Комитета по природным ресурсам и экологии Законодательного Собрания Республики Карелия IV созыва:
Мы законодательно разрешили лов рыбы сетями. Я вообще-то сам рыбак, но ловлю спиннингом и нахлыстом, не приемлю сетки – вижу, как варварски некоторые браконьерят – ну просто рыба ради рыбы... Но в деревнях людям жизненно необходимо использовать сети – что называется, для пропитания.
Мы с большим трудом продвигали идею, чтобы внести изменения в российское законодательство по еще одному довольно сложному вопросу. Дело в том, что были большие проблемы, если на одном лесном участке несколько хозяйствующих субъектов занимались разными видами деятельности (к примеру, один заготавливает лес, а второй ведет разработку недр). И уже практически в конце работы нашего созыва (я даже запомнил, что 17 октября 2011 года) был получен ответ из Госдумы о том, что наши предложения рассматриваются. Эти моменты учтены в законодательном акте Правительства Российской Федерации.

 Павел Хямяляйнен, руководитель фракции политической партии КПРФ  IV созыва:
Мне сложно выбрать какой-то наиболее затруднительный в разработке законопроект, поскольку, на мой взгляд, многие из вопросов, которые обсуждались в нашем созыве, проходили через Законодательное Собрание сложно… Но, безусловно, наиболее важны из них те, что затрагивали льготы ветеранов и вопросы социальной защиты жителей нашей республики. Проблемными всегда были вопросы подготовки Карелии к отопительному сезону. Каждый год мы обсуждали эту проблему, пытаясь отыскать пути для ее решения, но, к сожалению, кардинально решить не смогли.

 

 Михаил Мрыхин, Председатель Комитета по социальной политике ЗС РК IV Созыва:
 Самым сложным, широко обсуждаемым был Закон Республики Карелия № 827-ЗРК «О социальной поддержке отдельных категорий граждан и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Карелия». Этот закон затрагивает тринадцать категорий граждан, а в целом это треть жителей нашей республики. Закон начал работать с 2005 года и затем ежегодно в него вносились изменения и дополнения, то есть работа над ним не прекращалась. За это время увеличилось количество категорий граждан, которым оказываются меры социальной поддержки. По данному Закону была проведена, совместно с исполнительной властью, особая работа, когда на уровень субъекта были переданы полномочия по предоставлению мер социальной поддержки такой категории граждан, как «Ветеран труда».
Связано с этим Законом и принятие республиканского Закона «О присвоении звания «Ветеран труда», который дал право гражданам на социальную поддержку по вышеназванному 827 Закону. Мы были первыми в Российской Федерации, кто принял подобный Закон в субъекте. И главное, что наш Закон предусматривает получение звания «Ветеран труда» по двум критериям: людям, которые имели награды и почетные звания Республики Карелия и тем, кто получил необходимый трудовой стаж. Благодаря второму направлению, для медсестры или доярки, для простого человека, не имеющего званий и наград, но работающего всю свою жизнь на благо нашей республики, стало возможным получение этого звания по стажу, и соответствующие званию меры социальной поддержки.

 

 Виктор Степанов, руководитель фракции Политической партии «Российская партия ЖИЗНИ» ЗС РК IV Созыва, член Конституционного Комитета ЗС IV и V Созывов:
Самый главный в любом созыве – это Закон о бюджете Республики Карелия на очередной год. Возьмем Закон о бюджете на 2014 год, наша фракция «Справедливая Россия» проголосовала «за», хотя вопросов было много. Каковы будут результаты исполнения этого Закона?  Надо всегда помнить об ответственности, которую мы несем перед избирателями. Прежде всего бюджет должен оставаться социально-направленным: образование, здравоохранение – важнейшие направления бюджета, важно безусловное выполнение всех социальных обязательств. Вообще в России не сформирована система межбюджетных отношений. И когда я был Председателем Верховного Совета республики, и когда был депутатом - мы всегда занимались решением вопроса межбюджетных отношений.
Возьмем здравоохранение и кадры для него: возможности в республике есть, но ситуация такова, что на сегодняшний день у нас 127 вакансий врачей. И закрыть мы их не можем, так как нет жилья. Или сейчас много шума вокруг сельского хозяйства. Как решать земельные вопросы? Не надо никаких конкурсов. Дайте землю тем, кто хочет и может на ней работать, дайте землю тем, кто готов строить. Китайцы, например, на 50 лет за копейки отдавали землю, лишь бы пришли инвесторы.
Соседняя Ленобласть имеет более крепкий бюджет. Это дает им возможность участвовать в федеральных программах и иметь свои региональные программы, подкрепленные соответствующим финансированием. Давайте введем прогрессивный налог: во многих странах Европы он есть. Или почему бы не принять Закон о минимальной почасовой оплате труда? Поэтому принятие правильного Закона о бюджете – самое важное. Любой закон можно и нужно обсуждать, но для того, чтобы Закон работал, он требует денег.

 Токарева Светлана Евгеньевна, Председатель Комитета по бюджету ЗС РК IV Созыва:
Один из важных законов – это Закон «О межбюджетных отношениях», так как этот вопрос был связан с субвенциями и дотациями районам. Я как депутат представляла Сортавальский муниципальный район и, конечно, было беспокойство о том, чтобы закон работал и районы получали соответствующее финансирование.
Кроме вопросов, связанных с бюджетом, для меня всегда было важно социальное направление. Я болезненно реагировала на изменения, которые пытались внести в республиканский Закон «О ветеранах», отменяя критерий – «за многолетний добросовестный труд». И второй Закон – это изменения в Закон Республики Карелия «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Мы увеличили категорию получателей. Внесенные изменения позволили выплачивать  ежемесячное вознаграждение опекунам (попечителям), не являющимися приемными родителями или патронатными воспитателями, воспитывающим ребенка-инвалида и ребенка старше 13 лет. Это очень разумный Закон.


Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Аппарата ЗС РК