Депутаты I созыва: как всё начиналось

В мае 2014 года исполняется 20 лет Законодательному Собранию Республики Карелия.
Мы начинаем серию публикаций, в которых напомним о том, как менялся карельский парламент, а депутаты различных созывов ответят на вопрос: «КАКОЙ ЗАКОНОПРОЕКТ БЫЛ ДЛЯ ВАС САМЫМ СЛОЖНЫМ ПРИ ОБСУЖДЕНИИ И ПРИНЯТИИ?»

 Семенов Владимир Николаевич,  Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия V созыва:

Изменение основ конституционного строя Российской Федерации обусловило принятие 24 декабря 1993 года новой редакции Конституции Республики Карелия. Постоянно действующим представительным и единственным законодательным органом власти в Карелии стало Законодательное Собрание Республики Карелия, состоящее из двух палат: Палаты Республики и Палаты Представителей.
Основными направлениями деятельности парламента являлись: государственное и муниципальное строительство, утверждение бюджета Республики Карелия, рассмотрение вопроса о чрезвычайном положении на территории республики, ратификация договоров и соглашений и другая деятельность. Срок депутатских полномочий карельских законодателей составлял четыре года.
В начале 1994 года для выборов в Палату Республики года были организованы одномандатные избирательные округа, охватывавшие всю территорию республики с нормой представительства один депутат от тридцати тысяч избирателей, но не менее одного депутата от избирательного округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы в границах на 1 января 1994 года.
Для выборов в Палату Представителей было образовано восемнадцать одномандатных округов с нормой представительства два депутата от округа, совпадающего с территорией административно-территориальной единицы (района или города республиканского подчинения).
Первое заседание Законодательного Собрания Карелии состоялось 17 мая 1994 года. На голосование был поставлен вопрос о вступлении парламента в законные права. На раздельных заседаниях палат состоялись выборы председателей: Палату Республики возглавил Иван Александров, Палату Представителей — Валентина Пивненко. Их заместителями были избраны соответственно Виктор Богданов (с сентября 1997 года — Евгений Морозов) и Петр Востриков. В этот же день по решению депутатов была отключена кнопка «воздержался». С этого момента каждый народный избранник при голосовании должен четко определять свою позицию.

 Пивненко Валентина Николаевна, Председатель Палаты Представителей I и II созывов:
В составе Палаты Представителей Законодательного Собрания I созыва работали Комитеты: по бюджету и налогам – Председатель Анатолий Булдаков, Конституционный – Председатель Сергей Катанандов, по административно-территориальному устройству и развитию территорий – Председатель Владимир Григорьев, по социальной и экономической политике – Председатель Анатолий Штыков, по лесопромышленной и аграрной политике – Председатель Владимир Степанов.
Самыми сложными в принятии были законы Республики Карелия «О республиканском бюджете на 1994 год» и «О республиканском бюджете на 1995 год».     Первый был принят Палатой Представителей 12 августа 1994 года, т.е. до этого формирование доходной части бюджета и расходование финансовых средств в республике, включая и органы местного самоуправления, осуществлялось по отдельным нормативам, а депутаты Палаты, в большинстве главы местного самоуправления, руководители бюджетной сферы и представители бизнеса, вели жесткие дискуссии на заседаниях комитета о приоритетах.
Работа комитета по бюджету и налогам проходила с участием большинства депутатов Палаты Представителей и специальной группы поддержки из депутатов Петрозаводского городского Совета, жестко отстаивавших интересы столицы Карелии.
После принятия бюджета на 1994 год сразу же началась работа над основным финансовым законом на 1995 год. Картина была аналогичной: дележ небогатых средств между районами, городом Петрозаводском, отраслями экономики и социальной сферой. Сложность заключалась в том, что не было нормативно-правовой базы федерального уровня по налоговому законодательству, т.е. не знали точных доходных источников, средств федерального фонда поддержки для республики (трансфертов).
Поэтому Закон Республики Карелия «О республиканском бюджете на 1995 год был принят только в конце мая 1995 года, а до этого действовал лишь порядок финансирования на первый квартал 1995 года.
Каждый бюджет Республики Карелия принимался очень сложно в условиях острых дискуссий на комиссиях и заседаниях Палаты Представителей, так как депутатам, естественно, хотелось как можно больше средств направить в свои избирательные округа, особенно на выполнение предвыборных обязательств, на инвестиции, строительство социальных объектов, поддержку сельского хозяйства и другие нужды, а доходные источники не обеспечивали все желаемые расходы, поэтому в спорах тяжело удавалась договариваться.
В сложных социально-экономических условиях депутаты  согласились на поддержку важного инвестиционного проекта – строительство газопровода «Волхов – Петрозаводск», а позднее и Кондопога по территории Прионежского района, законодательно установив налоговые льготы.

 Александров Иван Петрович, Председатель Палаты Республики I созыва:
После принятия 24 декабря 1993 года новой редакции Конституции Республики Карелия, в работе над которой я принимал самое непосредственное участие как Первый заместитель Председателя Верховного Совета РК, 17 апреля 1994 года прошли выборы в двухпалатное Законодательное Собрание республики I созыва. Ровно через месяц – 17 мая 1994 года – состоялось первое заседание ЗС РК.
Нам, депутатам первого созыва, пришлось работать в самый ответственный период новейшей истории нашей страны. Шёл очень трудный период политических и экономических реформ. На уровне регионов приходилось работать в своеобразном правовом вакууме – многие процессы не были ещё законодательно урегулированы на федеральном уровне, и нам приходилось в своём законотворчестве подчас и опережать депутатов Государственной Думы России.
Поэтому назвать какой-то законопроект самым сложным я затрудняюсь – все первые Законы Республики Карелия рождались тяжело, в спорах, в напряжённой работе. И всё же выделил бы Законы, связанные с созданием новой системы законодательной и исполнительной власти в республике. Это Закон «О структуре исполнительной власти Республики Карелия», Закон «О статусе депутата Палаты Республики и Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия», выборное законодательство.   



  Морозов Евгений Михайлович, Заместитель Председателя Палаты Республики I созыва, Председатель  Комитета по экономической политике и бюджету:

Я бы выделил проект закона «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия». Много было споров, предложений, что не удивительно – дело это было новое, но важное для развития экономики республики. Основные споры тогда возникали вокруг идеи создания Фонда развития малого предпринимательства. В июне 1995 года этот Закон всё-таки был принят и сыграл важную роль в становлении малого и среднего бизнеса в Карелии. Правда, Фонд развития малого предпринимательства, прописанный в Законе, начал работать года через два – столько времени ушло у Правительства республики на его создание. Начни он работать сразу после принятия Закона – может, и процесс развития малого бизнеса шел бы не так болезненно.   

Шиханова Надежда Васильевна, Председатель Комитета по экономической политике и бюджету Палаты Республики I созыва:

Мне больше всего запомнился мой первый серьёзный закон, над которым нам пришлось много работать – «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Карелия». Мы начали его разработку ещё до того, как аналогичный Закон стал разрабатываться на федеральном уровне, в Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. При этом наш Комитет активно работал с сенаторами, занятыми разработкой этой темы. Они использовали наши наработки, и мы, в свою очередь, получали от них квалифицированную помощь.
Надо отметить, что это была сложная и интересная законотворческая работа, в результате которой появился качественный и очень важный для республики документ. Большая роль в этом принадлежала и экономическому отделу Аппарата ЗС РК и его сотруднику Ялмару Матвеевичу Кестеру.
После принятия Закона я участвовала в его реализации, так как входила в Совет Фонда развития малого предпринимательства, образованного в соответствии с нормами этого законодательного  акта, и должна сказать, что он в целом очень положительно был воспринят бизнес-сообществом Карелии.   

 Катанандов Сергей Леонидович, Председатель Конституционного Комитета Палаты Представителей Законодательного Собрания Республики Карелия I созыва:

Трудно выделить какой-то конкретный законопроект. Здесь уместно вспомнить ситуацию, в которой находилась страна и общество в те годы.
В 1994 году впервые вместо Верховного Совета Республики Карелия было образовано Законодательное Собрание Республики Карелия. Когда депутаты впервые собрались, отчётливо помню плохо скрываемую общую тревогу. В стране тогда был глубочайший экономический кризис и задача перед нами стояла сложная – найти прагматичные решения для вывода республики из такой ситуации, поддержать предприятия различных форм собственности, а принятием новых законов не снизить и без того невысокий жизненный уровень населения. Стоит отметить, что подготовка для законотворческой деятельности была у всех депутатов различная, у кого-то не хватало юридического образования, у многих отсутствовал опыт работы во властных структурах. Я считал и считаю, что учиться никому и никогда не зазорно, тем более что в 1993 году была принята новая Конституция РФ и реформировалась вся политическая система страны. Государственная власть была уже чётко разграничена и разделена. Помню, как в первые дни народные избранники изучали регламенты работы, опытные депутаты и юристы аппарата ЗС объясняли новичкам  принципы работы парламентаризма и основы новой Конституции. Наверное, мне было легче других, так как уже имел опыт работы в горсовете Петрозаводска и уже возглавлял исполнительную городскую власть. Может быть, поэтому и доверили мне коллеги пост председателя Конституционного комитета ЗС РК.  Тогда Законодательное Собрание состояло из двух палат. Палата Представителей, куда я входил, работала на непостоянной основе, а депутаты Палаты Республики – на постоянной, и поэтому они получали заработную плату из бюджета Карелии. Но никто никому не завидовал, как и не было  серьёзных трений между законодательной и исполнительной властями. Мы утверждали новую структуру карельского парламента, количество комитетов и подкомитетов, принимали решения о представителе ЗС РК в Совете Федерации.
Работа в Законодательном Собрании помогла мне тогда набраться политического опыта и опыта в законотворческой деятельности. Благодаря этому через 6 лет, находясь в должности Председателя Правительства Республики Карелия, я внёс на рассмотрение Законодательного Собрания РК новый проект Конституции Карелии. В результате чего наш парламент стал однопалатным, причём реформу законодательной власти на референдуме поддержало большинство населения республики, а затем и обе палаты ЗС РК. Ещё раз повторюсь, что подготовка и проведение этой политической реформы не была бы возможна без приобретения соответствующего опыта и  работы в первом созыве Законодательного Собрания РК.

 Богданов Виктор Егорович, заместитель Председателя Палаты Республики, председатель Комитета по экономической политике и бюджету I созыва:

- Самые серьезные дискуссии, на мой взгляд, развернулись в нашем созыве вокруг законопроекта, регламентирующего вывоз «круглого леса». Также очень длительным стало обсуждение проекта закона «О государственной гражданской службе в Республике Карелия». Конечно, дискуссионных вопросов было множество, но, пожалуй, эти можно назвать наиболее сложными их всех.

 

 

 

 Степанов Владимир Николаевич, Председатель Комитета по лесопромышленной и аграрной политике Палаты Представителей  ЗС РК I созыва, Комитета по агропромышленной политике и развитию села ЗС РК III созыва:

- Помню, в то время, когда я был депутатом Законодательного Собрания III созыва, мы хотели решить вопрос с газификацией Олонца, Сортавалы, Питкяранты. Там же недалеко Ленинградская область, где проходит газопровод. Необходимо было найти поддержку республиканской исполнительной власти, и вопрос газоснабжения был бы решен уже тогда, лет восемь назад. Требовалось лишь решение о софинансировании проекта. Я организовывал встречи на уровне Правительства республики, пытаясь помочь в продвижении проекта газификации Карелии, но, к сожалению, достичь взаимопонимания тогда так и не удалось. В итоге проект стал реализовываться гораздо позднее.  А Петрозаводск до сих пор снабжается сжиженным газом, который дороже, и к тому же, часто возникают проблемы с его поставками.

 

 

 

 Прохорова Нелли Андреевна, Председатель  Комитета по социальной политике Палаты Республики I созыва:

Закон, которым мы можем гордиться, и принятый I созывом, на мой взгляд – это республиканский закон «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения». Наш Комитет по социальной политике, мои коллеги-депутаты много усилий затратили на создание этого документа.
Надо помнить, какое тогда время было. В начале девяностых годов только началось становление, апробирование и развитие принципиально новой для страны и россиян системы социальной защиты населения. За сравнительно небольшой исторический период была проделана значительная работа по внедрению новых форм и методов государственной политики. Например, впервые была введена адресная социальная помощь для отдельных категорий населения. После распада СССР, с переходом к рыночным отношениям, когда шли процессы изменения форм собственности, а системы распределения материальных благ и услуг значительно отличалась от советской системы, наиболее тяжело приходилось людям старшего возраста, ветеранам. Они всю жизнь работали на государство – и вдруг оказались в сложной ситуации: пенсии маленькие, трудовые накопления обесценились, в стране рост цен, в том числе на коммунальные услуги.
В этих условиях мы хотели помочь этим людям. На заседаниях Комитета, в рабочих группах долго обсуждали различные положения законопроекта, придумывали всевозможные льготы. Но главным препятствием к принятию закона была финансовая сторона – слишком уж затратным он получался, а ситуация в экономике была тяжёлая, республиканский бюджет не потянул бы наверное все те льготы, которые предлагали депутаты. Но и мы, и Правительство Карелии вместе искали компромиссные решения.
Однажды на встрече с тогдашним руководителем Республики Карелия В. Степановым я показала ему то ли седьмой, то ли восьмой вариант проекта закона, и сказала ему что-то вроде того, что рано или поздно мы из политики уйдём, но благодаря этому закону оставим о себе добрую память.
Виктор Николаевич ознакомился с этим вариантом проекта закона и в целом одобрил его. Затем в 1995 году после жарких дискуссий карельский парламент принял Закон «Об установлении звания «Ветеран труда Республики Карелия» и порядке его присвоения», и с 1 января 1996 года он был введен в действие.  

 Строгальщикова Зинаида Ивановна, Председатель Комитета по Государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики палаты республики ЗС РК I Созыва:

- Особо запомнился очень сложный период в деятельности последнего созыва Верховного Совета Республики Карелии - декабрь 1993 года, когда готовилось реформирование органов власти, в результате которых и было принято решение о создании Законодательного Собрания. Дискуссии были очень острыми, депутаты даже пошли на сокращение сроков своих полномочий. Сферой моей деятельности, как председателя комиссии по национальной политике, культуре, языку и охране исторического наследия в Верховном Совете являлись вопросы национальной политики, в первую очередь создание правой базы по развитию языка и культуры карелов и вепсов. Здесь пришлось начинать буквально с азов: восстановления вепсской и карельской письменностей, организации преподавания карельского  и вепсского языка  в школах и вузах, создания СМИ на языках коренных народов. Все это проходило непросто и требовало постоянной и настойчивой работы. Очень помогло то, что комитет по государственному устройству, вопросам местного самоуправлению и национальной политики, который я возглавляла в первом созыве Законодательного Собрания, продолжил уже начатую Верховным Советом работу в этом направлении.
Очень трудно проходило принятие закона «О правовом статусе национального района, национальных сельских и поселковых Советов в Республике Карелия».  Он был принят после пяти чтений в  конце 1991 года. Закон предусматривал содействие развитию языка и культуры карелов и вепсов в местах их компактного расселения. Финансовая поддержка такой деятельности оказывалась за счет учреждённого правительством в 1992 году республиканского Фонда национального возрождения малочисленных народов Карелии, средства в который поступали от части доходов по использованию природных ресурсов. К сожалению, это продолжалось недолго. Изменения федерального законодательства в сфере местного самоуправления потребовали внесения в закон существенных поправок, но Законодательное Собрание в 2001 году выбрало более простой путь - признало его несоответствующим действующему законодательству.
Важную роль в поддержке развития образования и культуры коренных народов Карелии имело не только включение необходимых и значимых общих положений в Конституцию Карелии и законы об образовании и культуре, но и содействие принятию конкретных решений по поддержке специалистов, работающих в учреждениях, где используются карельский, вепсский и финский языки. К сожалению, эти нормы просуществовали в Карелии до 2005 года. Сейчас даже трудно представить существование Карелии без той «национальной» основы в виде новых учреждений и культуры и образования, который был создан в 1990-е годы.
В самое последнее время Правительство Карелии и Законодательное Собрание заметно усилило свой интерес к проблемам этнического развития карелов, вепсов и финнов. Можно приветствовать положения по вопросам преподавания карельского, вепсского и финского языков, вошедшие в принятый в конце прошлого года закон «Об образовании». В Законодательном Собрании создана рабочая группа по подготовке закона «О национальных муниципальных образованиях в Республике Карелия». Есть намерения принять такой закон,  чтобы муниципальные районы и сельские поселения, имеющие статус национальных, действительно оправдывали свое название. Это, несомненно, будет особым вкладом в предстоящий юбилей к 100-летию республики.

Востриков Петр Филиппович, Заместитель Председателя Палаты Представителей I созыва:

- Мы приняли массу законов, и работа ни над одним из них не была простой. Благодаря напряжённой, слаженной и, мне кажется, успешной работе депутатов первого созыва была создана крепкая база для дальнейшей работы карельского парламента, а экономика и социальная сфера получили правовое обоснование для реформирования и развития.
Горжусь, что мы первыми шли по этому пути, можно сказать, «поднимали целину». Например, не было законов на федеральном уровне, касающихся местного самоуправления, и мы сами писали свой региональный закон о принципах местного самоуправления. То же самое касается законов о местных налогах, регионального бюджетного законодательства, да и многого другого. Словом, работы было много, работы сложной и интересной.
И ещё одно важное событие из истории первого созыва запомнилось. Наше Законодательное Собрание было среди соучредителей Северо-Западной Парламентской Ассоциации. По-моему, это было первое в России такое объединение региональных парламентов. Я присутствовал в составе карельской парламентской делегации 17 ноября 1994 года на Учредительной Конференции в Вологде, где субъектами Северо-Западного региона Российской Федерации было принято решение о создании Парламентской Ассоциации и подписан Договор «Об образовании Северо-Западной Парламентской Ассоциации». Жизнь подтвердила правильность принятого нами почти 20 лет назад решения о совместной работе законодателей Севера Запада России.

Григорьев Владимир Васильевич, Председатель Комитета по административно-территориальному устройству и развитию территорий Палаты Представителей I созыва:

- Депутатский корпус нашего первого созыва был одним из самых сплочённых. Тогда депутаты ещё не делились на фракции по партийному признаку, мы все вместе работали на своих избирателей, невзирая на собственные политические пристрастия. Хотя каждый отстаивал свою точку зрения, и дискуссии бывали очень бурные. А иначе, наверное, в то непростое время и нельзя было. Поэтому не стал бы называть какой-то один законопроект, а выделил бы главный, на мой взгляд, итог работы I созыва – мы в тех труднейших условиях 90-х годов смогли сохранить медицину, образование, социальное обслуживание, не допустили развала бюджетной сферы и коллапса промышленности – и это при большом дефиците бюджета, при мерах жёсткой экономии.
Надо учитывать и тот правовой вакуум, который был тогда во многих сферах федерального законодательства, и нам приходилось создавать законы, аналогов которым на общегосударственном уровне ещё не было. Например, мы одними из первых в России написали и приняли свой закон «О местном самоуправлении в Республике Карелия», провели по нему выборы, и этот закон хорошо работал, получив высокую оценку и на региональном, и на федеральном уровне. В развитие его было принято ещё несколько законов, например «О городских, сельских поселениях в Республике Карелия».
По некоторым законам с Правительством мы не сразу приходили к общему мнению, как было, скажем, с законом о Конституционном Суде Республики Карелия. Многие депутаты не видели необходимости в этом дорогостоящем судебном органе. Но всё-таки, одними из последних в стране, карельские парламентарии приняли Закон о региональном Конституционном Суде.   

Гошкиев Михаил Андреевич, Председатель Комитета по законности и правопорядку Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия I созыва:

Среди Законов, подготовленных нашим Комитетом, отмечу документ, в работе над которым (в его написании и принятии) я непосредственно  участвовал – «О статусе депутата Палаты Представителей и статусе депутата Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия». Это был первый большой проект закона, над которым работали я и мои коллеги по Комитету. И надо сказать, что работа шла «со скрипом». Очень много споров было вокруг положений о правах и обязанностях народных избранников. Было много предложений, иногда взаимоисключающих, и надо было их облечь в строгую форму правового акта, убедить депутатов из других Комитетов в правильности наших формулировок. В результате Закон «О статусе депутата…» был подготовлен и принят в ноябре 1994 года (введен в действие с 7 декабря 1994 года), что явилось хорошим подспорьем  в работе карельских парламентариев и увеличило её эффективность.
Горжусь я и тем, что был среди инициаторов подготовки и принятия Закона «О порядке отзыва депутата Палаты Представителей и Палаты Республики Законодательного Собрания Республики Карелия» (был принят Палатой Республики 18 декабря 1997 года и введен в действие с 20 февраля 1998 года). Долго пришлось за него «воевать», идти на компромиссы, но многие депутаты считали, что такой Закон нужен нашим избирателем. К сожалению, просуществовал он не долго, и в октябре 2002 года он был признан утратившим силу в связи с вступлением в противоречие с новым Законом «О статусе депутата Законодательного Собрания Республики Карелия». Группе депутатов было поручено разработать новый закон «О порядке отзыва ...», но этот законодательный акт так и не появился.



Материал подготовлен информационно-аналитическим управлением Аппарата ЗС РК