КАРЕЛЬСКИЕ ПАРЛАМЕНТАРИИ ПОДВОДЯТ ИТОГИ РАБОТЫ В 2014 ГОДУ

16 января 2015 г.

Светлана Логинова: «Наша общая задача в 2015 году – развернуть свою работу в сторону местного самоуправления»

 - Подводя итоги работы в 2014 году, отмечу лишь несколько наиболее важных, на мой взгляд, вопросов. Благодаря работе нашей фракции и всех депутатов ЗС РК в целом, нам удалось принять закон «Об использовании копий Знамени Победы в Республике Карелия». Отрадно, что эта работа проведена именно в преддверии 70-летия Победы.

В прошедшем году мы нашли понимание в том, что память о воинах времен Великой Отечественной войны требует более заботливого обращения, речь идет о содержании воинских захоронений на территории Карелии. В республике есть ряд братских могил, которые находятся в довольно запущенном виде и наша святая обязанность изменить это положение, сохранить и передать эту память последующим поколениям. Отрадно, что школьники, члены поисковых отрядов и просто неравнодушные люди присматривают за местами погребения воинов, но этого явно недостаточно. Фракция КПРФ считает, что все воинские захоронения  должны быть в зоне собственной ответственности государства, и мы планируем вынести этот вопрос на обсуждение. Будет ли республиканский закон итогом этой работы, или это будет обращение на федеральный уровень – время покажет.

Наша фракция участвовала в разработке закона «О некоторых мероприятиях по защите населения от болезней, общих для человека и животных». По-разному можно к нему относиться, но хочу сказать, что немногие субъекты России имеют такие законы, на федеральном уровне подобного документа нет. Однако проблема бродячих животных с принятием закона не решена. Нам еще предстоит дорабатывать документ, но основная задача, которая ставилась нами при разработке закона – это дать возможность муниципалитетам получать финансирование для решения проблем с бездомными агрессивными животными. Уверена, что необходимо создать республиканскую программу, посвященную решению этой наболевшей проблемы, и муниципалитетам необходимо предпринять усилия для разработки программ на местах, чтобы каждый район смог получать средства в рамках программно-целевого исполнения республиканского бюджета.

В прошедшем году большое внимание было уделено реформе местного самоуправления. Законодательное Собрание приняло закон о порядке формирования местных органов власти, хотя мы коммунисты считаем, что нужно было дать больше возможности муниципалитетам высказаться, какой порядок для них  предпочтительней. Много дискуссий вызвал порядок формирования второй, районной ступени местного самоуправления. Есть плюсы в новом порядке, есть и минусы. Среди положительных моментов можно отметить то, что в процессе делегирования депутатов на вторую ступень МСУ, в районный Совет автоматически попадают главы муниципальных образований. Эти люди всенародно избраны, они более компетентны, у них больше ответственности, больше понимания проблем в вопросах полномочий, бюджета и так далее. Однако минус в том, что высшее должностное лицо муниципального района, которое чаще всего избрано из состава депутатов районного Совета, работает на неосвобожденной основе.

Большая работа проведена в части передачи полномочий сельским поселениям – ФЗ №131 оставил тринадцать «несгораемых» полномочий за сельскими поселениями и дал возможность субъекту РФ своими законами определить список тех полномочий, которые также будут переданы на исполнение в зависимости от того, насколько сельские поселения к этому готовы. К сожалению, при обсуждении этого вопроса широкой дискуссии не возникло. Я  считаю, что мы могли бы еще поработать, обсудить, что включает в себя то или иное полномочие. Убеждена, что любые полномочия должны передаваться законом вместе с финансами на их исполнение, а не соглашением. Кроме того, у нас не принят закон о нормативах на муниципальные услуги. Если мы живем в социальном государстве и Конституцией Российской Федерации нам гарантированы равные права, то люди, живущие в сельской местности, не должны получать услуги худшего качества, чем жители больших городов. Для этого должны быть разработаны определенные нормативы на услуги. Мы понимаем, что, к примеру, сумма на содержание дорог, освещение может варьироваться в зависимости от плотности населения в населенном пункте, от протяженности дорог и так далее, но, тем не менее, это должен быть установленный коридор цифр, за пределы которого выходить будет нельзя. Таким образом, мы исключим возникновение, так называемого фаворитизма в отношениях республиканских и местных властей, потому как будет работать определённая формула расчета. И каждый глава будет знать, все ли средства, которые необходимы на исполнение полномочий, пришли в его район. Сейчас у нас есть районы, которые лучше живут не потому, что у них мощнее производство, а потому, что им лучше помогают. Таких перекосов быть не должно. Нам нужно определить нормативы и отдать деньги поселениям на исполнение своих функций. И только тогда, когда местная власть получит достаточно средств на исполнение полномочий, только тогда можно будет дать оценку эффективности ее работы.

В 2015 году фракция КПРФ продолжит работу над тем, чтобы на территории республики работал закон «О гарантиях муниципальным служащим». На местах нет управленцев, кадровый голод ощутим – молодежь учится, но идти работать не хочет. Мы говорим о стимулировании педагогов, медиков, а в муниципалитетах кто будет работать? Мое стойкое убеждение - каждый муниципальный служащий должен иметь должностной оклад в размере оклада государственного гражданского служащего.

Отрадно, что в прошедшем году мы завершили формирование институтов Уполномоченных. Но нужно уделить внимание и второму этапу этой работы -  омбудсмены должны иметь свой аппарат, не должны быть зависимы от исполнительной власти. На мой взгляд, деятельность Уполномоченных нужно перевести «под крыло» Законодательного Собрания.

В наступившем году хотелось бы видеть более активным Консультативный Совет – это площадка для местной власти, чтобы обсудить актуальные проблемы, подискутировать. Хотелось бы, чтобы депутаты местных советов не боялись задавать неудобные вопросы, хотелось бы видеть, что исполнительная власть шла на открытый диалог. Именно на таких площадках муниципалы должны учиться рассуждать, сомневаться, необходимо дать им возможность честно сказать, что беспокоит, что мешает в работе, что необходимо для эффективного исполнения своих полномочий. Исполнительной власти не нужно перехватывать инициативу, брать на себя часть каких-то наших задач, мне видится, что исполнительная власть должна научить муниципалов одному – как правильно работать с документацией. А задача карельского парламента – помочь им работать с законодательной базой, использовать свое право законодательной инициативы. Исполнительная власть должна быть исполнительной, а не диктующей.  И наша общая задача в 2015 году – развернуть свою работу в сторону местного самоуправления!

 

Светлана Логинова,
Заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия,
Заместитель Председателя Комитета по государственному устройству,
вопросам местного самоуправления и национальной политики,
член Комитета по природным ресурсам и экологии, член фракция КПРФ