Александр Меркушев: «Власть Советам»

2 июля 2014 г.

- Прошли выборы в органы власти почти во всех муниципальных районах Республики Карелия. Завершается формирование исполнительных органов местного самоуправления.  В стенах Законодательного Собрания прошло первое заседание Консультативного совета по вопросам местного самоуправления при ЗС республики Карелия. Заседание носило организационный характер.  Были избраны руководящие органы Консультационного совета. Перед собравшимися выступили Д.В. Горшков, заместитель начальника Управления Министерства Юстиции РФ по Республике Карелия, Председатель Контрольно-счетной палаты  С.Е. Токарева.   Заседание прошло в конструктивной и деловой обстановке, что дает надежду на то, что данный Совет будет плодотворно работать в будущем. Тем более что те проблемы местного самоуправления,  о которых так много говорили и писали до выборов,  остались,  и их придется решать тем, кто избран сегодня в органы местного самоуправления, исполнительной и законодательной ветвям власти республики.
Напомню лишь некоторые из них.  В статье 12 Конституции РФ сказано: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление  в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления  не входят в систему органов государственной власти».  В п.1 статьи 2 Федерального закона от 06 октября  2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления  в Российской  Федерации» сказано: «…органы местного самоуправления - избираемые и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделены собственными полномочиями по решению вопросов местного значения». И здесь важно понимать, и, может быть, даже подчеркнуть, что из этого логично вытекает, что представительные органы местного самоуправления формируют и структуру местного самоуправления, и определяют  его функции.
И далее «…должностное лицо местного самоуправления – выборное либо заключившее контракт (трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-распорядительными полномочиями по решению вопросов местного значения  и (или) по организации деятельности органа местного самоуправления».
Казалось, все понятно и вытекает из логики структуры местного самоуправления: что работодателем у всех выступает Совет. И что именно с Советом  и от имени Совета контракт заключает  руководитель Совета.  Но именно эта норма в Законе практически не прописана. И именно поэтому такие сложные коллизии возникают в отношениях между Советами и главами Администраций.  Недоговоренность в Законах  оставляет  лазейки  для использования Закона в тех или иных интересах.
В п.3 статьи  7  того же Закона сказано, что «… Муниципальные  правовые акты, принятые  органами местного самоуправления, подлежат обязательному  исполнению на всей территории муниципального  образования. За неисполнение муниципальных правовых актов граждане,  руководители  организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления  несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской  Федерации». Возникает вопрос,  кто и каким образом будет контролировать исполнение муниципальных правовых актов?  Об этом в законе  также ничего нет.  Если  на все эти вопросы смотреть с точки зрения  логики Федерального Закона  №131, то нужно бы было записать, что эти функции, включая в себя функции назначения, контроля и отстранения от должности при неудовлетворительной работе должностных лиц, необходимо передать Советам депутатов. И, как видно из выше приведенных текстов, это не противоречит  существующему законодательству Российской Федерации.
Для этого нужно совсем немного.  Необходимо установить порядок, при котором  все должностные лица, включая Глав администраций, их заместителей  не реже одного раза в год отчитывались бы перед Советом в своей деятельности.   По оценке работы данных лиц путем голосования принималось бы то или иное решение Совета. Вот некоторая часть из тех вопросов,  которые,  на мой взгляд, мешают  местному самоуправлению более эффективно вести свою работу.


А.А. Меркушев,
Заместитель Председателя Конституционного Комитета,
руководитель фракции КПРФ