Анна Позднякова выступила на заседании Государственной Думы РФ

24 октября 2014 г.


 На вечернем пленарном заседании Государственной Думы РФ 21 октября депутаты рассмотрели проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», подготовленный и внесённый в российский парламент Законодательным Собранием Республики Карелия.
На заседании Государственной Думы законопроект представила один из его авторов, депутат ЗС РК Анна Позднякова (депутатское объединение «Гражданская позиция»).   

Комментируя итоги своей поездки в Москву, А. Позднякова отметила, что подготовленные карельскими парламентариями изменения в Федеральный закон касались расширения понятия «аварийный жилищный фонд». «Законодательная инициатива карельского парламента направлена на устранение правового препятствия для включения домов блокированной застройки и домов, пришедших в негод¬ность в результате пожара, наводнения и иных стихийных бедствий, в реестр аварийных, подлежащих расселению с привлечением средств финансо¬вой поддержки Фонда содействия реформированию жилищно-коммуналь¬ного хозяйства, деятельность которого регулируется Федеральным законом № 185-ФЗ», – заявила А. Позднякова.
Выступая с докладом перед депутатами Госдумы, Председатель Комитета ЗС РК по жилищной политике, жилищно-коммунальному хозяйству и энергетике отметила, что проект закона также предполагает предусмотреть минимальную долю софинансирования региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, не превышающую  50% (в действующей редакции Федерального закона  № 185-ФЗ эта доля составляет 70%).
Анна Валерьевна пояснила, почему эти изменения так важны для нашего края: «По результатам проведенной инвентаризации аварийный жилищный фонд Республики Карелия составляет более 200 тыс. квадратных метров, при этом дома блокированной застройки составляют порядка 52% от всего объема. Замечу, что в большинстве своем эти дома представлены бараками послевоенных времен.
Одним из источников финансирования переселения граждан из таких домов могли бы стать средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммуналь¬ного хозяйства. Однако, в соответствии с Федеральным законом № 185-ФЗ финансовая поддержка Фонда предоставляется только для расселения:
1)    многоквартирных домов,
2)    домов, которые признаны аварийными до 1 января 2012 года,
3)    домов, подлежащими сносу или реконструкции по причине физического износа в процессе их эксплуатации.
Вместе с тем, понятие «многоквартирный дом» Жилищным кодексом РФ не определено. Формулировки, которые содержатся в других нормативных правовых актах Российской Федерации, являются неоднозначными и требуют уточнения. В связи с этим дома блокированной застройки не подпадают под понятие «многоквартирные», несмотря на то, что состоят из двух и более жилых помещений. В результате, такие дома не подлежат расселению с использованием средств Фонда и, в то же время, в соответствии с Жилищным кодексом не подлежат включению в региональные программы капитального ремонта.  
Также под действие Федерального закона № 185-ФЗ не попадают и многоквартирные дома, признанные аварийными и подлежащими сносу или реконструкции вследствие пожара, наводнения и иных стихийных бедствий. В соответствии с положениями данного закона в реестр аварийных могут быть включены лишь дома, пришедшие в негодность в связи с их физическим износом, полученным в процессе эксплуатации.
Поэтому нашим законопроектом мы предлагали из формулировки понятия «аварийный жилищный фонд», установленного вышеупомянутым Федеральным законом, исключить законодательно неопределенное понятие «многоквартирные дома» и  слова «в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации».
Что касается нашего предложения уменьшить долю софинансирования региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то это связано с тем, что у многих регионов существует обоснованное опасение, связанное с невозможностью обеспечения субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями необходимого уровня софинансирования расходов на переселение граждан из аварийного жилья и, вследствие этого, невозможностью использования субъектами РФ средств Фонда вообще. Поэтому, в целях поддержки бюджетов субъектов Российской Федерации, мы предлагали вернуться к прежней редакции части 3 статьи 18 Федерального закона № 185-ФЗ и предусмотреть минимальную долю долевого финансирования региональных адресных программ за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и (или) местных бюджетов, не превышающую 50 %».
К сожалению, эти предложения карельских депутатов не нашли поддержки у большинства депутатов Госдумы, хотя все фракции (за исключением «Единой России») положительно оценили законопроект.
На заседании с содокладом по этому вопросу выступил заместитель Председателя Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Александр Сидякин, который заявил, что профильный комитет не может рекомендовать документ к принятию в существующей редакции и считает, что это является преждевременным.
По словам законодателя, сегодня на капитальный ремонт всех жилых помещений в России нужно порядка 5,3 триллиона рублей, а денег таких нет и очевидно, что обязанность ремонта собственности не должна быть возложена на государство. Ядром расходов на капремонт должны быть взносы собственников жилья. «Таким образом, например, в Татарстане было отремонтировано 11 тысяч домов из 18 тысяч», — привёл пример депутат. Он добавил, что если принимать этот закон, то есть опасность, что многие дома на селе и таун-хаусы войду в программу, и нужно будет увеличивать объёмы средств.  
По его словам, Комитет обращает внимание на то, что основной задачей продления срока деятельности Фонда до 1 января 2018 года является именно необходимость ликвидации аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2012 года. Под эти цели в период с 2013 по 2017 годы предусмотрено выделение дополнительных имущественных взносов Российской Федерации в Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в размере 146 миллиардов 655 миллионов 193 тысяч рублей. «И увеличивать лимиты предоставляемой поддержки нельзя», — сказал Сидякин.
При этом он согласился, что обозначенная Законодательным Собранием Республики Карелия проблема является достаточно актуальной, но требующей комплексного подхода в законодательном регулировании отношений, возникающих при определении статуса домов блокированной застройки в целях проведения в них капитального ремонта или признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. «И, в частности, требуется разработка единого подхода к определению понятия «многоквартирный дом», для чего необходимо внесение изменений в гражданское, жилищное и градостроительное законодательство Российской Федерации», — подвёл итог Александр Сидякин.
В то же время принявшие участие в дискуссии депутаты поддержали наш законопроект. Так, депутат Александр Шерин сказал, что предложения уменьшить бремя региональных и муниципальных ремонтов в деле капремонта многоквартирных домов звучало от многих регионов страны. «Нужно обеспечить всех нуждающихся граждан максимально эффективной финансовой поддержкой в сроки, установленные нашими избирателями», — отметил депутат.

Не смотря на то, что Государственная Дума согласилась с мнением профильного Комитета и отклонила законопроект, предложенный депутатами Законодательного Собрания Карелии, Анна Позднякова заявила, что карельские парламентарии будут продолжать работу с Государственной Думой по этим проблемам.    
«Дело в том, – отметила депутат, – что за время рассмотрения нашего законопроекта в Государственной Думе, обозначенная в нем проблема  стала не только не менее актуальной, но еще более усугубилась.
При подготовке региональной программы капитального ремонта выяснилось, что из 27 тысяч домов жилого фонда республики в программу могут быть включены в соответствии с законодательством только 7,2 тысячи домов. Большую часть оставшихся почти 20 тысяч домов составляют дома блокированной застройки, которые не попадают под понятие «многоквартирные» и поэтому не подлежат обязательному капитальному ремонту через механизм программы. Осуществление капитального ремонта в таких домах – добрая воля собственников жилых помещений в них!
Таким образом, эти дома не подлежат ни расселению с использованием финансовой поддержки Фонда, ни включению в региональные программы капитального ремонта. Вместе с тем, обязывать людей, проживающих в бараках, уплачивать взносы на капитальный ремонт – несправедливо!
Аналогичная ситуация складывается и с многоквартирными домами, признанными аварийными после 1 января 2012 года, и ветхими многоквартирными домами, физический износ конструктивных элементов которых более 70% либо стоимость работ по капитальному ремонту в которых гораздо выше нормативной.
Если подвести итог, то 75% жилых домов в нашей республике не будут ни капитально ремонтироваться, ни расселяться, придя в негодность, по причине отсутствия средств на эти цели. Думаю, что подобная ситуация сложилась и в других регионах страны.
Учитывая вышеизложенное, мы вместе с коллегами из других региональных парламентов продолжим работу с депутатами Государственной Думы с целью совершенствования федерального законодательства в сфере реформирования жилищно-коммунального хозяйства страны».



Информационное аналитическое управление Аппарата ЗС РК