Депутат Анна Лопаткина обсудила в Госдуме проблемы капремонта многоквартирных домов

22 марта 2017 г.

Темой круглого стола стали вопросы совершенствования законодательного регулирования проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах с учетом решения Конституционного Суда РФ (Постановление от 12.04.2016 г. № 10-П). Конституционный суд в своем решении, в частности, указал, что федеральный законодатель должен установить механизм исполнения обязанности, закрепленной в статье 16 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».  В статье 16 сказано, что за бывшим наймодателем сохранена обязанность по капитальному ремонту нуждавшихся в нём домов.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находятся четыре законопроекта на эту тему. Конечная цель всех законопроектов одна — устранить несовершенство механизма финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

А вот подходы к решению вопроса — разные. Их и обсудили участники круглого стола Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Госдумы под руководством Галины Хованской.

- Наиболее значимым для собственников помещений в «старых» многоквартирных домах, для органов государственной власти субъектов и для органов местного самоуправления является предписание Конституционного Суда РФ об установлении механизма исполнения обязанности по проведению капремонта нуждавшихся в нем домов. Жители многих многоквартирных домов ждут такого законопроекта, так как это частично восстановит справедливость - при приватизации люди зачастую получали жилье без проведения в них капитальных работ, - отметила Анна Лопаткина. – Основная проблема для реализации механизма связана с отсутствием достаточного объема средств в бюджетах субъектов и местных бюджетах для покрытия расходов на исполнение данных обязанностей.

При этом Конституционный суд РФ указал, что обязательство бывшего наймодателя по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме не освобождает собственников помещений в многоквартирном доме от уплаты взносов на капитальный ремонт. Средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома, формируемого собственниками помещений, используются на проведение в последующем капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме.

Законопроект, реализующий предписание Конституционного суда, также должен предлагать механизм функционирования региональных операторов, обеспечивающий в случае прекращения их деятельности непрерывность исполнения обязательств по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах. Кроме того, должен быть предусмотрен механизм компенсации собственникам накопленных ими средств на счете регионального оператора в случае их утраты.

Также на круглом столе были затронуты вопросы о неравномерности распределения взносов на капремонт в зависимости от регионов, отсутствии материальной поддержки программ капремонтов на уровне регионов, опасности хранения денег на капремонт на спецсчетах в уполномоченных банках.

Надо отметить, что один из рассматриваемых законопроектов уже был рассмотрен и одобрен на заседании Законодательным Собранием Республики Карелия 15 декабря 2016 года.