Экологическая ситуация в Лахденпохском районе останется под депутатским контролем

17 ноября 2014 г.

Законопроект «О внесении изменений в статью 6 Закона Республики Карелия «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области лесных отношений», призванный привести республиканское законодательство в соответствие нормам изменившихся федеральных законов, рассмотрен на очередном заседании Комитета по природным ресурсам и экологии под председательством Александра Люшина (руководитель фракции ЛДПР). Проект закона депутаты рекомендуют принять во втором окончательном чтении.

Члены Комитета рассмотрели и рекомендовали поддержать проект постановления «О внесении на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 131 Закона Российской Федерации «О недрах». Инициатива, разработанная вице-спикером ЗС Светланой Логиновой (фракция КПРФ) и Алексеем Орловым (фракция ЛДПР), предлагает внесение в закон «О недрах» изменения, позволяющего признать аукцион на предоставление права пользования недрами местного несостоявшимся в связи с поступлением заявки только от одного участника. И, если заявка единственного участника соответствует требованиям объявленного аукциона, дает возможность выдачи лицензии на пользование участком недр местного значения этому участнику.

Как отметила С. Логинова, согласно действующему на сегодняшний день законодательству орган исполнительной власти субъекта РФ предоставляет право пользования участком недр местного значения, включенным в перечень участков недр местного значения, по результатам аукциона. Общим для всех аукционов принципом является принцип состязательности между его участниками, в результате выявляется победитель аукциона. Таким образом, для того, чтобы аукцион состоялся, необходимо участие как минимум двух участников. Однако, как показывает практика, не всегда есть два заявителя, желающих участвовать в аукционе. В результате получается, что реальный инвестор, имеющий финансовые возможности,  интерес и желание осваивать выставленный на аукцион участок недр, не может получить лицензию в силу предъявляемого федеральным законодательством требования.

Также рекомендовано поддержать разработанный А. Орловым федеральный законопроект «О внесении изменения в статью 20 Лесного кодекса Российской Федерации». А. Люшин, отметил, что законопроект разработан по результатам выводов после рассмотренного на одном из предыдущих заседаний Комитета вопроса о проблемах реализации древесины, которая получена при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда. Известно, что в связи с несовершенством действующего федерального законодательства часть древесины, заготовленной, например, при работе на «линейных объектах» - линиях электропередач, просеках, крайне сложно продать. Причин тому несколько. В частности, – отсутствие нормальных подъездных путей для того, чтобы ее вывезти, или невозможность проведения аукциона по продаже такой древесины (ее «прямая продажа» с прошлого года запрещена). Законопроект предлагает изменить положение, при котором право собственности на древесину, полученную при использовании лесов, расположенных на землях лесного фонда принадлежит исключительно федеральной власти, и порядок ее реализации устанавливается лишь Правительством РФ. Поскольку, как уже говорилось, практика показывает, что в этом случае не всегда есть возможность реализовать указанную древесину. Это приводит как к утрате ее потребительских свойств, так и к нарушению экологических норм, созданию пожароопасной ситуации в лесу.

Депутаты рекомендовали поддержать разработанное Анной Поздняковой (депутатское объединение «Гражданская Позиция»)  обращение к Председателю Правительства Российской Федерации Д.А. Медведеву по вопросу применения правил платы за негативное воздействие на окружающую среду». Как отметила А. Позднякова, согласно действующему законодательству, в случае проведения организациями природоохранных мероприятий плата за негативное воздействие на окружающую среду уменьшается на величину фактически произведённых затрат на реализацию этих мероприятий. Однако на сегодняшний день, организации, осуществляющие отведение сточных вод, строительство канализационных очистных сооружений, или перенаправление сточных вод на очистку на существующие КОС расположенные в доступной близости от выпусков неочищенных сточных вод, зачастую не могут воспользоваться правом на льготы. Эти организации сталкиваются с проблемами применения нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы обеспечения охраны окружающей среды в сфере водоотведения – сложными и зачастую противоречивыми. Обращение призывает федеральную власть обратить внимание на эту проблему.

На заседании рассмотрен вопрос о ходе реализации Закона «О порядке и нормативах заготовки древесины гражданами для собственных нужд». По словам представителя Министерства по природопользованию и экологии Сергея Шарлаева, в 2007 год, когда Закон вступил в силу, согласно заключенным договорам на ремонт домов, бань и для хозяйственных потребностей жители республики получили 2000 кубометров леса. А только с начала этого года на эти цели получено 207,5 тысяч кубометров древесины.

Парламентарии рекомендовали поддержать разработанный Правительством РФ проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части определения местоположения береговой линии (границы водного объекта)».

Также рекомендовано поддержать разработанное по инициативе Александра Степанова (фракция КПРФ) и Александра Люшина обращение к Главе РК – по поводу ситуации с карьерами в Лахденпохском муниципальном районе Республики Карелия.  В обращении, в частности, сказано:

«На данный момент на территории района функционируют 5 карьеров по добыче щебня, работающие уже продолжительное время. На основании результатов их работы жители района сделали следующие выводы:

1. Имеют место нарушения трудового, налогового, миграционного и иных законодательств, что выражается в невыплатах официальной заработной платы, размер которой ниже прожиточного уровня, найме работников без оформления трудовых отношений, отрицательной динамике налоговых поступлений в местный бюджет со стороны карьерных предприятий, регистрация предприятий за пределами республики, нарушение условий и охраны труда и др.

2. Нарушение требований при погрузке-выгрузке общераспространенных полезных ископаемых, а также проблемы  контроля за движением транспорта, осуществляющего вывоз грузов с территорий, на которых осуществляется добыча полезных ископаемых.

Так, щебень из карьеров преимущественно вывозится тонарами - большегрузными автомашинами, способными везти до 60-70 тонн продукции в своем кузове, что разрушает дорожное полотно.

Кроме того, в городе Лахденпохья, в месте выхода тонаров на федеральную трассу и отгрузки щебня в железнодорожные вагоны постоянно стоит щебеночная пыль, которой вынуждены дышать жители близлежащих домов.

В плачевное состояние превращена дорога в районе поселка Куркиеки, именно там создаются невыносимые для местных жителей и туристов условия – тягучая пылевая взвесь висит над дорогой сутками. В Лахденпохском районе наблюдается рост дорожно-транспортных происшествий по вине грузоперевозчиков щебня. Только с начала текущего года на территории Лахденпохского района произошло около 50 ДТП («сходов» и «перевертываний») большегрузных автомобилей со щебнем. В прошлом году имели место ДТП со смертельным исходом».

В обсуждении вопроса участвовали вице-спикер ЗС Светлана Логинова, Александр Степанов, Александр Люшин.

Информационно-аналитическое управление Аппарата ЗС РК

Видеозапись комитета:

 

Часть 1 из 1:

 

Видео