Элиссан Шандалович и Зинаида Ефлова обсудили вопросы развития малокомплектных школ в Республике Карелия

28 декабря 2016 г.

Председатель Законодательного Собрания Республики Карелия Элиссан Шандалович встретился с Зинаидой Ефловой, заведующей научно-исследовательской лабораторией  теории и практики развития сельской школы Петрозаводского государственного университета, руководителем республиканской Ассоциации сельских школ, для того, чтобы обсудить некоторые вопросы развития малокомплектных школ в Республике Карелия.

Напомним, что встрече предшествовало принятие карельскими парламентариями в декабре 2016 года изменений в республиканский Закон «Об образовании». Изменения направленны на совершенствование понятия «малокомплектная образовательная организация». Ранее для определения данного понятия был предусмотрен только один критерий – численность обучающихся, при этом Федеральный закон позволяет использовать целый ряд критериев и их совокупность.

Согласно изменениям в Закон Республики Карелия среди критериев появляется средняя наполняемость классов-комплектов начального общего и основного общего образования, не превышающая 9 человек, отсутствие транспортной доступности и удаленность от иной общеобразовательной организации, до которой время подвоза обучающихся превышает 30 минут.

Применение совокупности различных критериев позволит выделить те малокомплектные школы, которые действительно нуждаются в поддержке государства. При этом остаются некоторые вопросы применения Закона на практике и организации процесса обучения в малокомплектной школе. Зинаида Ефлова считает, что городские школы №19 и 32, находящиеся в отдаленных районах Петрозаводска, также могли бы относиться к малокомплектным, но действие Закона на них не распространяется, так как он затрагивает лишь сельские школы. Много вопросов возникает по классам-комплектам, где обучаются дети двух и более ступеней обучения одновременно, по организации обучения начального звена общеобразовательной школы, а также продуктивной организации деятельности учителя в классе-комплекте.

К будущему малокомплектных школ надо подходить с особой ответственностью, не определяя их ценность только соотношением количества учеников и учителей. Элиссан Шандалович считает, что необходим адресный подход к формированию Перечня малокомплектных образовательных организаций республики.

– Начальную школу надо обязательно сохранять там, где есть возможность, чтобы ребенок мог жить вместе с родителями, - считает Элиссан Шандалович. Что касается старшей школы, здесь важно, прежде всего, решить вопрос получения качественного образования. В большинстве случаев малокомплектная школа не имеет возможности обеспечить необходимый кадровый состав педагогов для реализации федерального государственного образовательного стандарта в полном объеме.

Кроме того, спикер поднял вопрос социализации старших школьников, которую невозможно обеспечить, например,  в классе, состоящем из двух человек.

По итогам встречи Элиссан Шандалович дал поручение Аппарату Законодательного Собрания подготовить запрос в Министерство образования Республики Карелия для получения информации о том, каким образом идет формирование Перечня малокомплектных образовательных организаций Республики Карелия на 2017 год. Что касается организации обучения в классах-комплектах, то Элиссан Шандалович считает, что, учитывая мнения экспертов от образования, важно слышать и мнение самих педагогов: «Мы должны найти оптимальный путь, чтобы используя имеющиеся бюджетные средства, обеспечить эффективное и качественное образование. Вопрос городских школ, которые потеряли статус «малокомплектных», надо пересмотреть и подходить индивидуально к его решению в каждом конкретном случае», - уверен спикер парламента.

10-11 февраля 2017 года в республике пройдет «День сельской школы», инициированный Советом Ассоциации сельских школ Республики Карелия.

Элиссан Шандалович подчеркнул, что считает важным для депутатов карельского парламента участие в работе межведомственного круглого стола по развитию и сохранению малокомплектных школ в рамках «Дня сельской школы». Это даст возможность услышать мнение руководителей образовательных организаций, педагогов, руководителей органов местного самоуправления о том, как идет реализация принятого Закона, какие необходимо внести коррективы и продумать механизмы поддержки малокомплектных школ на законодательном уровне.

 

Информационное управление Аппарата ЗС РК