Александр Меркушев: «Мы всегда выступали и выступаем за соблюдение разумного баланса»

29 января 2015 г.

- Уходящий год сам по себе - тяжелый и неоднозначный. Да, Россия приросла территорией, что отрадно. Но ведь потребуются и затраты на интеграцию новой территории и мы это уже начинаем ощущать. Немцы двадцать с лишним лет пытаются нормализовать социально-экономическое положение в бывшей ГДР – до сих пор не могут…

Если говорить о ситуации в нашей республике, следует сразу же напомнить: Карелия была, есть и остается ориентированной в основном на внешнеэкономическую деятельность - экспорт сырья. Однако машиностроительная отрасль фактически утеряна: остался один «Петрозаводскмаш», и предприятия, занятые незначительным - первым, вторым, или третьим переделом продукции. Но у нас есть и преимущества перед другими регионами России, например, наличие неиспользуемых электрических резервов - шестьсот мегаватт «запертой» электрической мощности! Это уже говорит о том, что республика обладает значительным потенциалом для развития: нет «энергетического голода». Мы прекрасно знаем, что в Карелии живет около тридцати тысяч граждан молодого трудоспособного возраста - до 33 лет, то есть, имеется и «кадровый» потенциал для развития. А то, что молодежь ежегодно покидает республику, явление закономерное - людям просто негде работать и учиться, это первая и основная причина отъезда молодых: они ищут лучшие условия для жизни! И если в Карелии начнет работать промышленность, кадровый отток прекратится, люди будут оставаться здесь, более того – начнут приезжать в Карелию на постоянное место жительства специалисты из других регионов.

Проблемой, мешающей развитию промышленности в республике, остается слаборазвитая инфраструктура: плохое состояние дорог, большое расстояние между населенными пунктами. Но это неизбежные издержки, от которых никак не отказаться. Любое производство будет вынуждено их нести, как, собственно, должен нести их и государственный бюджет: строительство новых дорог, чистка дорог, их содержание, а также  содержание переходов мостов в рабочем состоянии…

Я как коммунист прекрасно понимаю плюсы и минусы нынешней экономической ситуации. Мы во фракции неоднократно их обсуждаем, вырабатывая предложения по преодолению существующих проблем. Одно из них - чтобы федеральная власть строила работу не только на трехлетнем бюджетном планировании, выраженном в контрольных цифрах. Нужны реальные показатели этого планирования, чтобы было наглядное понимание: что должно быть построено, или сделано, в какие сроки, с какой целью, какие это открывает перспективы и с чем связано.

Вот, например, проблема сельского хозяйства. Мы в республике сможем разрубить этот гордиев узел лишь в случае, если будем применять не только интенсивный, но и экстенсивный путь развития сельскохозяйственного производства. Рассмотрим  Медвежьегорский район Карелии. Мы можем там начать развивать интенсивное земледелие, используя самые современные удобрения, строить современные сельхозкомбинаты.  Но не стоит забывать, что большая часть этой территории окружена водой, взять, к примеру, нашу природную жемчужину - Заонежье… Да, там можно развернуть интенсивное земледелие с применением новейших технологий. И оно даст скорые результаты. Но активное использование химических, да и обычных органических удобрений неизбежно повлечет серьезные экологические проблемы. В то же время, при умелом использовании естественных органических удобрений и наличии системы по их правильной утилизации, вполне можно использовать эту территорию для развития сельскохозяйственных предприятий, избежав серьезной антропогенной нагрузки на природу.

Уходящий год еще интересен тем, что был принят 136-й федеральный закон, вносящий изменения в законодательство о местном самоуправлении, в том числе, в 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Я всегда считал и говорил, что в стране слишком сильна централизация законотворческого процесса. Мы на местах становимся дублерами федеральной власти и зачастую практически не можем изменять федеральное законодательство с учетом  специфических особенностей регионов. Это плохо. Вот, например законодательство о земле, которое сегодня оставляет массу вопросов... В Карелии, где показатель плотности населения не достигает и четырех человек на квадратный километр, власть все время сетует на отсутствие земли, не может ее раздавать. И строительство жилья сегодня упирается в ту же самую проблему: где земля? Я настаиваю на том, чтобы законодательно была закреплена возможность для каждого жителя республики на бесплатное получение участка для строительства жилья – настоящий стартовый капитал. И это сторицей воздастся всему государству. Ведь человек, взявший землю для строительства, потом будет платить налоги, покупать стройматериалы, тем самым медленно, но верно рассчитываясь с обществом за предоставленную ему возможность построить дом на своей родной земле.

Повышение существующих и появление новых налогов  - тоже больная тема, при том, что заработная плата подавляющего большинства жителей республики не то, что не увеличивается – падает. Мы всегда выступали и выступаем за соблюдение разумного баланса в решении этого вопроса.

Еще одно наше убеждение: бюджет должен формироваться по принципу «снизу – вверх». Тогда лишь будет видна ясная картина с истинными запросами тех или иных территорий. Не должно быть колоссальной как сегодня разницы между жителями мегаполисов (Москвы, например) и жителями любой карельской деревни. Основные их возможности должны быть примерно равными. Мы постоянно говорим об этом, пытаясь сдвинуть федеральный законодательный воз с места, но пока это, к сожалению, не удается.

Серьезную дискуссию в обществе в уходящем году вызвали два законопроекта – о формировании органов местного самоуправления и наделении МСУ полномочиями. Сегодня Госдума дала субъектам РФ право решить – как им формировать органы местного самоуправления. Система формирования МСУ вроде бы сложилась, но она несовершенна. Мы выступаем против двухуровневой системы местного самоуправления. На мой взгляд, сегодня совершенно не нужна система «районного звена». Нужно работать напрямую с поселениями. Да, это сложно. У нас, на севере,  много мелких поселений и их нужно как-то ассоциировать, укрупнять. Но я убежден, что только по инициативе, исходящей снизу, можно эффективно отвечать на все запросы жителей этих поселений, оперативно решать их проблемы. А существующий сегодня федеральный закон – он все же создан для южных регионов, с учетом их специфики. Дайте регионам делать законы с учетом своих особенностей, ведь из Москвы дальше Кольцевой дороги уже особо ничего не видно, что уж говорить про отдаленные регионы страны! Но, думаю, подвижки в этом направлении уже начались, они неизбежны и будут продолжаться.

Если же говорить о работе нашей фракции в целом, не вдаваясь в детали, я оцениваю ее на «хорошо»: мы проводили в жизнь партийную линию, например, принят долгожданный Закон «О Знамени Победы». Но в первую очередь в депутатской работе мы опирались на потребности наших избирателей.  Думаю, в ближайшее время нам необходимо принять Закон «О наказах избирателей». Надеюсь,  мы убедим Главу республики поддержать эту инициативу, ведь сегодня с таким Законом живет уже двадцать один регион России.

 

Александр Меркушев,

Заместитель Председателя Конституционного Комитета,

руководитель парламентской фракции КПРФ