«Решение может быть верным только после надлежащего профессионального анализа и учета мнений всех заинтересованных сторон»

6 июня 2014 г.

О своем видении реформы местного самоуправления рассказывает депутата Законодательного Собрания Александр Шарапов (фракция «Единая Россия»):

 

- С принятием  Федерального закона  «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»  наше государство шагнуло в неизведанное пространство. Начался новый этап развития органов местного самоуправления (МСУ). Основной целью принятия  закона  было введение новых принципов территориальной организации МСУ.

На протяжении предыдущих лет государством  принимались различные меры по повышению эффективности функционирования МСУ, уровня социально-экономического развития муниципальных образований, «приближению» местной власти к населению.   Однако, несмотря  на проводимую работу,  в деятельности органов МСУ  остается ряд существенных недочетов, а основная проблема - недостаточный уровень бюджетной обеспеченности муниципалитетов. Ряд вопросов возникает и  в связи с реализацией органами  МСУ контрольных полномочий (в земельный, лесной и других сферах).

С целью устранения части существующих проблем  Государственной Думой ФС РФ   20 мая этого года  в действующее законодательство внесены  изменения и дополнения. Принятыми нормами двухуровневая  модель организации МСУ  распространяется на крупные городские округа. Предусмотрено два новых вида муниципальных образований:

- городской округ с внутригородским делением;

- внутригородской район.

Изменение статуса городских округов должно осуществляться законами субъектов РФ. Изменения статуса городского поселения в связи с наделением его статусом сельского поселения и изменение статуса сельского поселения также осуществляется региональной законодательной властью.

Изменение статусов  городских и сельских  поселений, очевидно, имеет существенное значение для жителей этих  муниципальных образований. Ведь от него зависит не только установление перечня вопросов местного значения, решение которых обеспечивает жизнедеятельность в том или ином муниципальном образовании, особенностей избрания органов МСУ, но и действие ряда льгот и преференций, установленных федеральным законодательством для отдельных категорий граждан. В связи с этим,  изменение  статусов поселений отнесено к одному из  видов преобразования, которое возможно лишь с согласия местных жителей, выраженного путем голосования.

Законами субъектов РФ также может осуществляться  перераспределение полномочий между органами МСУ и органами государственной власти этих субъектов федерации.

Представительный орган муниципального района  в соответствии с законом субъекта РФ и его уставом может:

 - состоять из глав поселений и из депутатов представительных органов поселений.

- избираться на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Глава муниципального образования (МО), в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом МО из своего состава. В поселении численностью жителей, обладающих избирательным правом, не более 100 человек, глава МО избирается на сходе граждан.

Когда изменения в законодательство существовали  еще в виде законопроекта,  и после  их утверждения Госдумой,  мне довелось принимать участие в их обсуждении на различных площадках,  в  том числе -  в  Консультативном Совете при Законодательном Собрании РК, с участием   представителей  Правительства республики, глав муниципальных образований, общественности.  Но взгляды и мнения участников этих встреч   часто  оказывались полярными и  противоречивыми.  Основной причиной   разногласий стал вопрос о порядке  формирования (избрания, назначения) органов МСУ и должностных лиц  муниципальных районов.

С целью изучения мнений депутатского корпуса, администраций районов,  представителей общественности  парламентский Комитет по государственному устройству, вопросам МСУ и национальной политики сал инициатором  проведения заседания Консультативного Совета по обсуждению порядка формирования органов МСУ.  Позднее, в адрес всех участников дискуссии были направлены обращения, с целью получения необходимой информации и  рекомендаций  по рассматриваемому закону.

Эта тема обсуждалась и в моем избирательном округе на VII сессии Совета Пудожского района, на VI сессии Совета городского поселения, а также на встрече с участием  представителей  общественности  с депутатом Государственной Думы  Борисом Кашиным.

Полагаю, что дискуссия по совершенствованию законодательства должна быть продолжена, ведь решение может быть верным только после надлежащего профессионального  анализа и учета мнений  всех заинтересованных сторон.