СМИ о нас: Проблемы местного самоуправления: всё решаемо!

11 октября 2017 г.

Издание «Комсомольская правда в Карелии» рассказывает о состоявшемся на прошлой неделе в Петрозаводске заседании Постоянного комитета Парламентской Ассоциации Северо-Запада России (ПАСЗР) по вопросам местного самоуправления приняли участие парламентарии из девяти субъектов РФ, представители правительства Республики Карелия и администрации Петрозаводского городского округа, депутаты Законодательного Собрания РК:

На обсуждение были вынесены важные вопросы, с которыми часто обращаются местные власти. Сегодня у органов местного самоуправления республики много общих проблем, поэтому было очень полезно познакомиться с опытом других регионов, а также подискутировать и обменяться мнениями. Общие выработанные решения ПАСЗР направляет в федеральные органы власти. Также парламентарии совместно работают над законодательными инициативами, что, как показывает действительность, становится полезной и эффективной практикой.

Актуальный на сегодняшний день для Карелии вопрос объединения администраций муниципального района и поселения в единый административный центр был рассмотрен с позиции опыта тех регионов, которые уже прошли объединительные процедуры. В нашей республике только два района имеют единую администрацию органов местного самоуправления – Беломорский и Кемский муниципальные районы, - остальные находятся на разных стадиях процесса объединения.

Опыт Коми и Вологодской области продемонстрировал положительные результаты объединения администраций. В данном случае очевидную пользу получает население: управленческий аппарат муниципального района «не разрастается»; услуги для населения становятся более доступными, сокращается время их получения; в бюджете района и поселения появляются дополнительные средства.

Поднимался вопрос представления депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе. В Республике Карелия 126 муниципальных образований, из них 109 городских и сельских поселений, 2 городских округа и 16 муниципальных районов. Муниципальных должностей в органах местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия всего 1350. В 2016 году не представили сведения о доходах, расходах, об имуществе 215 человек, в 2017 г. – 144 человека, – для региона это немаленькие цифры.

Среди основных причин непредставления этих сведений можно назвать отсутствие утвержденного порядка представления депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе; нежелание депутатов, ведущих предпринимательскую деятельность, показывать свои доходы, расходы и имущество и тот факт, что эта информация будет размещена в сети «Интернет», на официальном сайте органа местного самоуправления и может быть опубликована в СМИ; объективные трудности в получении справок депутатами и членами их семей, которые живут далеко от учреждений, выдающих справки.

Следует отметить, что с учетом указанных проблем в муниципальных образованиях Республики Карелия была проведена большая работа по установлению порядка представления депутатами сведений о доходах, расходах, об имуществе и последующей их проверки, - как отметила в своём докладе Председатель постоянного комитета по вопросам местного самоуправления Парламентской Ассоциации Северо-Запада России, Председатель Комитета по государственному устройству и местному самоуправлению Законодательного Собрания Республики Карелия Анна Лопаткина. - На сегодняшний день нужно отметить улучшение ситуации в муниципальных образованиях республики в разрешении вопроса предоставления отчетности: процедура подачи депутатами данных сведений будет упрощена, отпадёт необходимость подачи двойных и тройных отчётов.

Также на заседании были озвучены две существующие проблемы местного самоуправления: недостаточность финансовых средств на исполнение полномочий и низкая активность населения в решении вопросов местного значения.

- Активность граждан очень важна. Благодаря этому можно решить многие вопросы без особых финансовых ресурсов. Важен и аспект софинансирования при реализации конкретных идей по решению проблем той или иной территории, инициаторами которых выступает население, проживающее на этой территории. То есть население не только выступает с предложениями, но и участвует в финансовом обеспечении проекта, - пояснил Александр Гордеев, председатель постоянного комитета Законодательного Собрания Вологодской области по вопросам местного самоуправления.

Парламентарии Северо-Запада рассмотрели ещё один важный вопрос, касающийся обучения и подготовки кадров для органов местного самоуправления. Обучение специалистов в регионе ведётся, но особенно актуально привлечение специалистов в муниципальные районы, а для этого в бюджетах регионов должно быть предусмотрено финансирование обучения.

Бурное обсуждение вызвал вопрос реализации проектов благоустройства городской среды. Многие подчёркивали необходимость распространения такого рода программ и на сельские территории, которые тоже в этом очень нуждаются. Регионы делились своими наработками, опытом и лучшими муниципальными практиками, выдвигали предложения об увеличении объёмов финансирования по данной программе.

Вологодские коллеги рассказали о проекте «Народный бюджет», который во многом похож на Программу поддержки местных инициатив, успешно реализуемую в Карелии. С этого года в республике также появилась еще одна финансовая возможность благоустроить территории.

- Программа «Комфортная городская среда» реализуется в Карелии первый год. Сегодня многие населённые пункты хотели бы участвовать в ней. Положительные изменения видны, а для республиканского бюджета это большое дополнение, поэтому все депутаты согласились, что ее финансирование нужно увеличивать, - подчеркнула Анна Лопаткина.

- Самое ценное в таких встречах – обмен опытом, - подвела итог работы Комитета Первый заместитель Председателя Законодательного Собрания Республики Карелия Ольга Шмаеник. – Говоря о развитии территорий – будь то городские или сельские – надо осуществлять комплексный подход к развитию этих территорий. Сейчас у органов местного самоуправления есть много инструментов в части федеральных программ и проектов по ремонту местных Домов культуры, спортивных залов в школах, благоустройству городских территорий, реализуются проекты малых городов. Кроме того, в каждом субъекте есть свои региональные программы, например программа поддержки местных инициатив. Это здорово: используя эти дополнительные рычаги каждой программы, заниматься благоустройством не какого-то отдельного места на территории поселения, а комплексно решать вопросы благоустройства всей территории, как это было например в Вилге: в рамках одного проекта была отремонтирована дорога к посёлку, в рамках другого - асфальтированы придомовые территории и установлена игровая площадка. Должен быть именно такой комплексный подход к благоустройству территории и решению острых вопросов местного значения.