В карельском парламенте обсудили проблемы утилизации отходов

10 февраля 2016 г.

На очередном заседании парламентского Комитета по природным ресурсам и экологии под председательством Александра Люшина (руководитель фракции ЛДПР) депутаты рассмотрели проект закона «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления» (законодательная инициатива Главы Республики Карелия).
Законопроект представил Первый заместитель Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия Алексей Павлов.  Он пояснил, что Федеральный закон № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» наделяет субъекты Российской Федерации собственными полномочиями в области обращения отходов производства и потребления. Данный законопроект разграничивает указанные полномочия между Законодательным Собранием, Правительством и органами исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченными Правительством РК в области обращения с отходами.  
В то же время, реализация положений Федерального закона «Об отходах производства и потребления» требует принятия значительного количества (около 30) нормативных правовых актов федерального уровня. В настоящее время большинство нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, направленных на реализацию положений данного закона, не принято, что является препятствием для своевременной реализации субъектами Российской Федерации полномочий в сфере обращения с отходами производства и потребления, в том числе для разработки региональных нормативных правовых актов. В первую очередь, это относится к порядку разработки и утверждения территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (ТКО); порядку проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора регионального оператора по обращению с ТКО; порядку определения нормативов накопления ТКО; основам ценообразования в области обращения с ТКО; правилам регулирования тарифов в этой области и другим нормативным правовым актам уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Во время обсуждения Александр Люшин отметил, что Министерству по природопользованию и экологии РК необходимо ускорить разработку изменений в положения органов исполнительной власти Республики Карелия, уполномоченных Правительством РК в области обращения отходов производства и потребления, не дожидаясь разработки подзаконных актов на федеральном уровне. Председатель парламентского Комитета также отметил, что  в рассматриваемом проекте закона должны быть прописаны нормы, позволяющие сделать формирование тарифа для населения на вывоз ТКО понятными и прозрачными. Его поддержал заместитель Председателя ЗС РК Сергей Пирожников (фракция ЛДПР), который призвал законодательно усилить депутатский контроль за формированием тарифов и за ситуацией с ТКО. После обсуждения Комитет рекомендовал принять проект закона в первом чтении.
      
Парламентарии заслушали ещё один вопрос, связанный с проблемой мусоропереработки – о реализации на территории Республики Карелия федерального законодательства в области обращения с отходами.
Александр Люшин напомнил, что вопрос о готовности нашей республики с 1 января 2016 года исполнять новые полномочия в области обращения с отходами рассматривался на заседании Комитета в прошлом году два раза. «Работа сдвинулась с «мертвой точки» - сегодня мы рассмотрели проект закона РК «О разграничении полномочий органов государственной власти Республики Карелия в области обращения с отходами производства и потребления», - отметил Председатель  Комитета.
Он также проинформировал, что в прошлом году депутаты ЗС РК обращались к Председателю Правительства Российской Федерации Дмитрию Медведеву – с предложением ускорить принятие федеральных нормативных правовых актов, необходимых для осуществления субъектами РФ полномочий в области утилизации отходов. «Наши обращения поддержаны другими регионами России, – сказал А. Люшин. – На сегодня срок вступления в силу отдельных положений федерального закона, касающихся регулирования обращения с твердыми коммунальными отходами, перенесен до 1 января 2017 года. А в январе текущего года мы посетили ПМУП «Автоспецтранс», предприятие подготовило предложения по реализации на территории Республики Карелия федерального законодательства в области обращения с отходами».
По данному вопросу перед депутатами выступили начальник управления экологии и использования водных объектов Министерства по природопользованию и экологии РК Виктор Валдаев и и.о. Руководителя управления Росприроднадзора по Республике Карелия Олег Шейновский.
Виктор Валдаев отметил, что в рамках реализации Долгосрочной инвестиционной программы обращения с отходами производства и потребления Республики Карелия на 2012-2024 годы, одобренной распоряжением Правительством Республики, ООО «Ресурсосбережение» разработан проект «Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Карелия». Предварительная оценка совокупного объема инвестиций в эту сферу составляет 877 млн. рублей. Проектом предполагается:
-    строительство и эксплуатация завода по сортировке и переработке отходов г. Петрозаводска и прилегающих районов РК - Кондопожского, Прионежкого, Пряжинского  муниципальных  районов (Петрозаводский кластер)  в рамках  соглашения о государственно-частном партнерстве;
-    создание межмуниципального полигона на территории Пряжинского национального муниципального района;
-    дальнейшее развитие системы обращения с отходами на территории Республики Карелия.
Реализация данного Проекта осуществляется в рамках Соглашения о сотрудничестве между Правительством Республики Карелия и ООО «Ресурсосбережение», одобренного распоряжением Правительства Республики Карелия  от 30.05.2014 года № 312р-П.  В целях реализации Проекта разработан План мероприятий («дорожная  карта») «Развитие системы обращения с твердыми бытовыми отходами на территории Республики Карелия».  
Олег Шейновский рассказал о ситуации со сбором и переработкой мусора в нашей республике. Всего на территории Карелии функционирует 14 полигонов по размещению ТКО. Одной из главных проблем в этой области остаётся, например, размещение строительного мусора на несанкционированных свалках.  
В ходе обсуждения депутаты отмечали, что ситуация с утилизацией твердых бытовых отходов в районах и поселениях Карелии очень серьёзная, рост количества несанкционированных свалок в республике – один из наиболее острых экологических вопросов последнего времени. Так, депутат Виктор Позерн (фракция «Справедливая Россия») обратил внимание на закрытие последней санкционированной свалки в Лахденпохском районе. «Это серьёзная проблема – в районе просто некуда вывозить мусор» - отметил депутат от Лахденпохского района. Депутат Сергей Пирожников заострил внимание на такой не решаемой давно проблеме, как вывоз и утилизация медицинских отходов и на необходимости усилить борьбу с несанкционированными свалками. Депутат Александр Люшин выразил обеспокоенность проблемой загрязнения крупнейших озёр Европы – Онежского и Ладожского.
Депутаты отмечали, что в этой ситуации и  республиканским органам власти РК, и органам местного самоуправления надо более активно искать пути решения этих проблем, привлекать ресурсы малого и среднего бизнеса для сбора, переработки и утилизации ТКО. Комитет также решил направить предложения ПМУП «Автоспецтранс» по реализации на территории Республики Карелия федерального законодательства в области обращения с отходами в Правительство Республики и рекомендовать учесть их при подготовке предложений в проект постановления Правительства РФ «Об утверждении порядка проведения уполномоченными органами исполни-тельной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами».

Члены Комитета рассмотрели вопрос «О текущей ситуации в лесном комплексе Республики Карелия, проблемах и возможных путях их решения, в том числе о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство». С информацией выступил начальник управления лесопромышленного комплекса Министерства по природопользованию и экологии РК Роман Петухов.
Он отметил, что в Республике Карелия лесопромышленный комплекс является одним из ведущих в экономике и характеризуется развитием таких видов деятельности, как лесозаготовка, деревообработка и целлюлозно-бумажное производство.
Согласно статистическим данным, в 2014-2015 гг. наблюдается позитивная динамика объемов производства по всем видам продукции предприятий лесопромышленного комплекса. Так, темпы роста по видам произведенной продукции составили:
-    древесина необработанная в 2014 году - 103,3% (по сравнению с 2013 г.), в 2015 году – 103,1% (по сравнению с 2014 г.);
-    лесоматериалы продольно распиленные – 102,2% и 101,0% соответственно;
-    плиты древесностружечные – 220,1% (обусловлено вводом в эксплуатацию в 2013 году единственного на отечественном рынке предприятия по выпуску плит OSB ООО ДОК «Калевала») и 106,7%;
-    целлюлоза древесная и целлюлоза из прочих волокнистых материалов – 118,2% (стабилизация деятельности кризисных предприятий ЦБП в г. Кондопога и г. Питкяранта) и 103,8%;
-    мешки бумажные – 110,2% и 100,5% (запуск во втором полугодии 2015 года новой линии по производству мешков бумажных в ООО «Сегежская упаковка»).
Данная динамика оказала влияние на налоговые поступления в консолидированный бюджет Республики Карелия. В 2015 году налоговые поступления от предприятий лесного комплекса составили почти 2 млрд. рублей, или в 1,9 раза больше уровня 2014 года.
Объем инвестиций в лесопромышленный комплекс в 2013-2015 годы составил порядка 5 млрд. рублей, в том числе в 2015 году по предварительным данным – 2,0 млрд. рублей. Создано более 400 рабочих мест.
В 2013-2015 годах осуществлялась реализация таких инвестиционных проектов, как ООО ДОК «Калевала», ООО НПО «ФинТек», ООО «Сегежская упаковка», ООО «Соломенский лесозавод», ООО «Русский Лесной Альянс», ООО «СеверЛесЭкспорт» и других, включенных в Федеральную целевую программу ««Развитие Республики Карелия на период до 2020 года».
Основные проблемы в лесопромышленном комплексе связаны с обеспечением сырьевой безопасности лесоперерабатывающих предприятий республики и низкой обеспеченностью транспортной инфраструктурой.
Для решения основных проблем в сфере лесопромышленного комплекса Правительство республики решает следующие  задачи:
- по формированию оптимальной структуры баланса производства и потребления древесины с целью обеспечения древесным сырьем  лесоперерабатывающих предприятий;
- по содействию в создании условий стабильной работы ведущих предприятий лесопромышленного комплекса, привлечению профильных инвесторов для реализации инвестиционных проектов по модернизации действующих предприятий республики, а также открытию новых производств по глубокой переработке древесины и биоэнергетике;
- по передаче в пользование лесных участков для различных видов использования лесов, контролю над исполнением арендаторами лесных участков обязательств договоров аренды, повышению эффективности системы предупреждения, обнаружения и тушения лесных пожаров, проведению лесоустройства на землях лесного фонда.
Информация была принята к сведению, и Комитет решил рекомендовать Министерству по природопользованию и экологии РК подготовить предложения о необходимости внесения изменений в федеральное законодательство для повышения эффективности работы лесного комплекса, в том числе повышения ответственности арендаторов лесных участков.

На заседании Комитета депутаты заслушали информацию Заместителя начальника Отдела геологии и лицензирования Департамента по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу по Республике Карелия Алексея Шишкова о перспективах разработки урановых месторождений в Республике Карелия.
Председатель Комитета Александр Люшин пояснил, что данный вопрос был включён в повестку заседания Комитета в связи с тем, что 26 января 2016 года на сайте АО «Росгеология» была размещена информация о том, что по результатам исследований на границе Мурманской области и Республики Карелия выделены два объекта потенциально перспективных на разработку урана. Информация о возможной разработке урановых месторождений в Карелии вызвала обеспокоенность и тревогу некоторых жителей и СМИ республики за негативные последствия добычи урана для экологии и нанесение серьезного вреда окружающей среде. Инициативная группа жителей обратились с петицией к Министру по природопользованию и экологии РК В.Ф. Чикалюку, в которой они просят не допустить разработку урановых месторождений в республике.
Алексей Шишков пояснил, что информация была неверно интерпретирована в СМИ, и на самом деле речь шла о проведении петербургскими геологами работ по составлению геологических карт на севере Карелии и в Мурманской области. В результате исследований были подготовлены рекомендации для дальнейшего изучения в 2016-2018 годах этого района на наличие месторождений благородных металлов. Чего-то конкретного о нахождении месторождений урановых руд на границе Карелии и Мурманской области, а тем более их разработки, пока сказать нельзя. На сегодняшний день можно сказать лишь, что месторождений урановых руд, которые могли бы представлять промышленный интерес, в Карелии нет.    
Помимо этого в ходе заседания был рассмотрен и поддержан ряд федеральных законопроектов.
В обсуждении повестки дня приняли участие депутаты Евгений Беседный, Александр Люшин, Алексей Орлов, Сергей Пирожников (фракция ЛДПР), Виктор Позерн (фракция «Справедливая Россия»), Анатолий Васильев (фракция «Единая Россия»), Заместитель Главы Республики Карелия по взаимодействию с Законодательным Собранием Республики Карелия Юрий Шабанов. Вел заседание Комитета его Председатель Александр Люшин.  


Информационное аналитическое управление Аппарата ЗС РК

Видеозапись комитета:

 

Видео

 

Временные метки